Назад

Влияние мультфильмов на развитие и воспитание ребенка

08.03.2023

111.jpg

      Современные дети, начиная с самого раннего – еще младенческого возраста, проводят у экрана телевизора или ноутбука до 40% своего свободного времени. Мультфильмы практически для каждого ребенка стали неотъемлемой частью жизни, одним из основных трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения.

       Мультипликация, объединяя реальность и вымысел, музыкальное сопровождение и видеоряд, слова и действия, создает особый комплекс воздействий, который может стать либо эффективным средством развития и воспитания, либо нести определенный риск развитию ребенка.

        И включая ребенку телевизор, следует помнить, что любая информация, которую несет мультфильм, обязательно окажет влияние на малыша, отразится на его речи, поведении, настроении, а в конечном итоге, понимании и восприятии окружающего мира. А тот фундамент, те качества и приоритеты, которые будут заложены в детстве, потом ребенок будет использовать на протяжении жизни.

Позитивное влияние мультфильмов

        Правильно подобранные, соответствующие потребностям детей мультфильмы позволяют воспитать полноценную, здоровую личность. Они отражают детское восприятие мира, выражают близкие ребенку переживания, задают понятные ему ценностные ориентиры. События и персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Сравнивая себя с любимыми героями, дошкольник учится позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим, сопереживать, быть справедливым, дружить и помогать.

      Мультфильмы в увлекательной и интерактивной форме помогают ребенку:

  • расширять представления об окружающем мире (разных странах, народах, местных обычаях, традициях, истории и мифологии), быстрее усвоить много новой информации;
  • знакомиться с новыми словами, явлениями, ситуациями;
  • осваивать счет, буквы, формы, цвета, иностранные языки и т.п. (специальные обучающие мультфильмы);
  • формировать оценочное отношения к миру;
  • совершенствовать когнитивные навыки (логическое мышление, визуальное и слуховое восприятие, постоянное и избирательное внимание);
  • развивать понимание причинно - следственных связей;
  • совершенствовать воображение и креативность;
  • развивать эстетический вкус и чувство юмора;
  • реализовать эмоциональные потребности, уменьшать стресс;
  • формировать моральные качества и черты характера.

        Многие мультфильмы дают программу воспитания качеств настоящего человека, учат любить и беречь природу, ухаживать за животными и растениями, помогать родителям, друзьям, не лениться. Ненавязчиво и интересно рассказывают пользе здорового образа жизни.

        Особенно комфортны для детской психики и полезны в плане воспитания старые добрые советские мультфильмы: про Чебурашку и крокодила Гену, Фунтика, кота Леопольда, Крошку Енота, Оха и Аха, Бегемота, который боялся прививок, Вовку в Тридевятом царстве, Самого маленького гнома и т.п.

Негативное влияние мультфильмов

222.jpg 

    В отличии от мультфильмов советского времени, в которых в каждый кадр жестко проверялся с точки зрения его воздействия на ребенка, большинство современных мультфильмов, являясь коммерческим продуктом, не учитывают психологические особенности детского возраста.

        Негативно на детскую психику действуют мультфильмы:

  • содержащие яркие, контрастные, «кислотные», неестественные цвета – результат: излишнее возбуждение и агрессивность, нарушение зрения, приступ эпилепсии;
  • содержащие высокую скорость смены видеоряда, перенасыщенность спецэффектами, излишнюю динамичность сюжета – результат: гиперактивность, непослушание, логоневроз;
  • содержащие громкое звуковое сопровождение, резкие звуки, напряженную музыку – результат: появление страхов, угнетенное состояние психики, головные боли, повышенная тревожность;
  • демонстрирующие уменьшенную копию взрослой жизни вместо детского мира с его собственными законами: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, сексуальные намеки, жестокий юмор, дискриминацию и т.п. – результат: искаженная картина мира, неправильные, порой даже опасные жизненные установки;
  • демонстрирующие борьбу со злом исключительно физическими способами и полным уничтожением вместо перевоспитания – результат: агрессия, жестокость, приоритет силы над интеллектом;
  • демонстрирующие героев, которые остаются невредимыми после того как часто бьют друг друга, сталкивают с огромной высоты, попадают в аварии и т.п. – результат: отсутствие чувства сострадания, причинение физического вреда другим детям или животным, опасные для жизни игры;
  • демонстрирующие грубое или пренебрежительное отношение к своим учителям и родителям, безнаказанное глумление над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью результат: непослушание, антисоциальное и неуправляемое поведение;
  • использующие несимпатичных, а порой даже уродливых, монстроподобных героев результат: нарушение заложенного в психике ребенка стандарта: «что хорошее должно быть красивым, симпатичным, отрицательные герои – наоборот» - и в итоге смешение ориентиров плохого и хорошего и нарушение самоощущения.
  • демонстрирующие неправильные пропорции тела неестественный, нереальный внешний вид, не передающие настоящую мимику лица героев результат: задержка в развитии эмоционального интеллекта и ломка представлений о нормальном человеческом теле;
  • демонстрирующие безнаказанное плохое поведение героев результат: представление о вседозволенности, разрушение эталонов хорошего поведения, снятие социальных запретов;
  • транслирующие нестандартные примеры полоролевого поведения (мужественные женщины, демонстрирующие силу, и наоборот женственные мужчины) – результат: нарушение половой идентификации, которая происходит в дошкольном возрасте;
  • содержащие низкий уровень речевой культуры: просторечные, грубые, жаргонные слова, ругательства, оскорбления – результат: неправильная основа для развития культуры речи ребенка.

          Сделайте просмотр мультфильмов стал в вашей семье не просто развлечением или способом занять свободное время ребенка, но и эффективным инструментом воспитания:

1. Начинайте показ мультфильмов не ранее трех лет (до этого возраста экранное восприятие блокирует развитие сенсорных систем, приводит к недоразвитию корковых отделов мозга, тормозит физическое и психическое развитие). Наиболее оптимальный возраст для восприятия, заложенного в детских мультфильмах смысла, 5-7 лет.
2. Регламентируйте просмотр мультфильмов ребенком (безопасный минимум просмотра мультфильмов для дошкольников не должен превышать 20 - 30 минут в день, при этом его лучше разбить на 2-3 сеанса, и не чаще 2-3 раз в неделю).
3. Не допускайте просмотр мультфильмов лежа, во время приема пищи и перед сном.
4. Используйте мультфильмы как инструмент поощрения и наказания (награждайте за хорошее поведение и лишайте ребенка мультфильма, если он плохо себя ведет).
5. Старайтесь не оставлять ребенка наедине с телевизором или планшетом (важно всегда знать, что смотрит ваш ребенок).
6. При подборе мультфильмов учитывайте их эстетическое и этическое наполнение, соответствие возрасту, кругу интересов и психологическим особенностям вашего ребенка (прежде чем показывать мультфильм ребенку, ознакомитесь с фильмом сами: определите, какой познавательный и воспитательный эффект получит ребенок от просмотра, сможет ли он понять сюжет, самостоятельно проследить логическую связь между событиями мультфильма, установить причинно-следственные отношения).
7. Выбирайте мультфильмы с понятным для восприятия ребенка содержанием, с героями, говорящими на правильном литературном языке, с поступками, которые можно использовать в качестве понятного примера или антипримера. Наиболее подходящими для восприятия детей будут мультфильмы:

  • для детей 3-4 лет – «Котенок Гав», «Паровозик из Ромашково», мультфильмы по сказкам В.Г. Сутеева и т.п.;
  • для детей 5 лет – про Кота Леопольда, Крокодила Гену и Чебурашку, Вини-Пуха, Незнайку и его друзей, «Ох и Ах», сказки «Дюймовочка», «Гуси-лебеди» и т.п.
  • для детей 6-7 лет - можно выбирать мультфильмы с более сложным сюжетом (например, «Бемби», «Золушка», «Маугли», «Аленький цветочек», «Каникулы в Простоквашино» и т.д.).

8. Постарайтесь окружить ребенка добрыми, веселыми, нравственно развивающими мультфильмами, знакомящими с моральными нормами в разных их проявлениях (любимый персонаж для ребенка – главный авторитет /после родителей/, все поступки которого воспринимаются ребенком как эталонно - нравственные).
9. Отдавайте предпочтение мультфильмам отечественного производства (они ближе к родной культуре ребенка).
10. Смотрите мультфильмы совместно с ребенком: обязательно объясняйте, что и почему происходит, задавайте вопросы, обсуждайте ситуации, следите за его реакцией на разные события в сюжетной линии. Поясняйте, какое поведение персонажей не является правильным и почему.
11. Объясняйте ребенку разницу между мультфильмами и реальностью (в частности, показанная неуязвимость героев невозможна в реальной жизни).
12. Соединяйте просмотр мультфильмов с занятиями рисованием, лепкой героев, проигрыванием ситуаций. Предлагайте придумать продолжение мультипликационной истории.

Невозможно убрать анимацию из жизни ребенка, но в силах родителей сделать их эффективным средством его разностороннего развития!

333.jpg 

Мазурова Елена Владимировна, заведующий отделом ПП-помощи и реализации дополнительных образовательных программ
Алтайского краевого центра ППМС-помощи