Назад

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК. Какие методики и почему используются для прохождения на ПМПК

17.03.2023

1.png

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок.
Сам алгоритм проведения ПМПК включает ряд последовательных этапов:

  • Знакомство с представленными родителями документами, формирование первичной гипотезы относительно основных проблем и особенностей развития ребенка и его образовательных возможностей;
  • Комплексное обследование ребенка, включающее непосредственную оценку особенностей развития ребенка, его возможностей    различными специалистами;
  • Анализ полученных результатов и их коллегиальное обсуждение;
  • Принятие решения об образовательном маршруте ребенка (вид образовательной программы, ее форма, аспекты коррекционной работы и другие необходимые специальные образовательные условия) и составление заключения ПМПК;
  • Консультирование родителей и согласование с ними специальных образовательных условий, необходимых ребенку для обучения, развития и адекватной социализации.

На ПМПК принимают по записи. В назначенный день родителю (законному представителю) необходимо вместе с ребёнком явиться в ПМПК. Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен на работу, хорошо себя чувствовал. Не следует начинать процедуру обследования, если ребенок болен. Перед посещением ПМПК нужно рассказать ребенку о том, что с ним будет беседовать учитель, которого не надо бояться, мама будет рядом.
Родитель (законный представитель) имеет право присутствовать при обследовании ребёнка и получать консультации специалистов.
Обследование ребёнка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно (процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей).
Деятельность каждого специалиста ПМПК подчинена решению общей диагностической задачи.
Учитель-дефектолог определяет зону актуального и зону ближайшего развития ребенка. Анализируя педагогическую характеристику и тетради ребенка, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики.
Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, высшие психические функции.
Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

Анализ представленных родителями документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.
В некоторых случаях комиссия может принять решении о дополнительном обследовании в другой день.

Для того, чтобы получить достоверные данные об уровне развития ребенка, специалист ПМПК, который проводит обследование должен установить доверительный контакт с ребенком. Для этого проводится беседа с ребенком и (или) игра. Беседа ведется неформально на интересующие ребенка темы. Установив контакт, в беседу включаются вопросы на установление кругозора в соответствии с возрастными требованиями. Например:

  • Какое сейчас время года?
  • Какие ты знаешь зимние месяцы?
  • В какой стране мы живем?
  • Какой главный город (столица) России?
  • Какие страны мира (Европы, Азии) ты знаешь?
  • На каком языке говорят в Англии, Америке, Германии? и др.

Далее, в соответствии с возрастом ребенка предлагаются задания, устанавливающие степень речевой, когнитивной патологии.

Примерные методики для ребенка дошкольного возраста:

  • Складывание пирамидки.
  • Складывание разрезных картинок.
  • Доски Сегена, сюжетные вкладки (доска с пазами различной геометрической формы, вкладки с рисунками, которые нужно вставить на место недостающих элементов).
  • Почтовый ящик: соотнесение формы основания фигурки с формой прорези.
  • Установление последовательности событий по серии сюжетных картинок.
  • Классификация предметов: ребенок должен разложить картинки в соответствии с обобщающим словом.
  • Четвертый лишний: исключение неподходящего предмета.
  • Запоминание слов.
  • Запоминание слов с опорой на картинку.
  • Счетные операции.
  • Решение элементарных задач.
  • Речевые пробы: на уровень развития фонематического восприятия, на понимание логико-грамматических конструкций, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказ текста и др.

Примерные методики для ребенка младшего школьного возраста:

  • Классификация предметов в соответствии с родовой принадлежностью.
  • Установление причинно-следственных связей в рассказе, воспринимаемом на слух.
  • Исключение пятого лишнего.
  • Выделение двух существенных признаков понятия: подбери два слова без которых понятие лес не существует (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
  • Найти чем похожи и чем отличаются: корова – лошадь, озеро – река.
  • Простые аналогии.
  • Запоминание слов.
  • Запоминание слов с опорой на картинку.
  • Счетные операции и решение задач в соответствии с образовательной программой.
  • Чтение слогов, слов, предложений.
  • Ответы на вопросы по тексту, пересказ текста.
  • Списывание текста.
  • Письмо на слух слогов, слов, предложений.
  • Речевые пробы: на уровень развития фонематического восприятия, на понимание логико-грамматических конструкций, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказ текста и др.

Примерные методики для ребенка старшего школьного возраста:

  • Установление причинно-следственных связей в рассказе, воспринимаемом на слух.
  • Простые и сложные аналогии.
  • Выделение двух существенных признаков понятия: подбери два слова без которых понятие деление не существует (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  • Найти чем похожи и чем отличаются: обман - ошибка, озеро – река, картина – портрет.
  • Запоминание слов.
  • Объясни «нелепицы» на картинке.
  • Объясни переносный смысл пословицы, поговорки.
  • Счетные операции и решение задач в соответствии с образовательной программой.
  • Чтение слогов, слов, предложений.
  • Ответы на вопросы по тексту, пересказ текста.
  • Списывание текста.
  • Письмо на слух предложений, текста.
  • Написание краткого сочинения на определенную тему.

Следует помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья ведут себя по-разному. При выборе методик всегда учитываются особенности развития ребенка. Поэтому для обследования ребенка из набора методик выбираются самые информативные диагностические задания, которые доступны ребенку. Специалист всегда поможет выполнить задание, разъяснит инструкцию к нему. Возможно совместное выполнение заданий.

Составитель: Быкова Марина Борисовна,
заведующий центральной психолого-медико-педагогической комиссии
Алтайского краевого центра ППМС-помощи