Кому и в каких случаях ПМПК рекомендует обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с РАС вариант 8.3
18.03.2023
Вариант 8.3 предназначен для образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра(РАС), осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются учебным планом варианта 8.3. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации двух первых дополнительных классов и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Многие родители боятся увеличения времени обучения в первом классе. Анализ примерной АООП вариант 8.3 показывает, что опасаться этого не нужно. За 3 года обучения у ребенка формируется учебное поведение, стойкие учебные стереотипы, что несомненно в дальнейшем поможет ему в старших классах.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации образовательных потребностей. АООП создается специалистами школы на основе примерной адаптированной основной образовательной программы и при необходимости индивидуализируется. К программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
Вариант 8.3. может быть реализован в разных формах:
- как совместно с другими обучающимися,
- так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;
- оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.
Программа коррекционной работы предусматривает реализацию:
1) коррекционных курсов: «Формирование коммуникативного поведения»(фронтальные и индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия), «Социально-бытовая ориентировка» Фронтальные занятия), «Развитие познавательной деятельности» индивидуальные занятия).
Введение коррекционных курсов позволяет формировать у обучающихся с РАС:
- адекватное учебное поведение и социально-бытовые навыки;
- преодолевать недостатки аффективной сферы и трудности во взаимодействии с окружающими;
- развивать средства вербальной и невербальной коммуникации.
2) обеспечения коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности.
3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий (логопед, психолог, дефектолог).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащегося (через психолого-педагогический консилиум школы);
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
- организацию внеурочной деятельности, направленной на эмоциональное, общее социально-личностное развитие учащихся, активизацию их познавательной деятельности;
- разработку оптимальных для развития обучающихся с РАС индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.
Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог центральной психолого-медико-педагогической комиссии
Алтайского краевого центра ППМС-помощи