Определение специальных образовательных условий для слабовидящих обучающихся (вариант АООП 4.1 И 4.2)
18.03.2023
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения.
Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля зрения.
Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определённым, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.
Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения:
- тяжелая,
- средняя,
- слабая
Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности.
Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы.
Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. Для перевода обучающегося на АООП необходимо пройти обследование на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Специалисты ПМПК подберут АООП, а также вариант АООП с учетом особенностей ребенка.
АООП НОО для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с нарушением зрения. АООП НОО для слабовидящих обучающихся имеет несколько вариантов.
Вариант 4.1 – ребенок обучается в среде своих сверстников, сроки обучения в НОО 1 - 4 года. Обычно данный вариант рекомендуется детям с нормой интеллектуального развития, имеющим нарушение зрения. Обязательным является реализация программы коррекционной работы. В заключении ПМПК указываются основные направления коррекционной работы педагога-психолога, учителя-логопеда, тифлопедагога.
Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы). Такой вариант рекомендуется детям, имеющим задержку психического развития и нарушение зрения.
Вариант 4.2 предполагает
- в большей степени коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;
- оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду;
- развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
- развитие познавательного интереса, познавательной активности.
При реализации вариантов АООП 4.1 и 4.2 обязательной является организация и создание образовательной среды, включающей:
- учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся, состояния основных зрительных функций, индивидуального режима зрительных и физических нагрузок (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);
- использование приемов, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления;
- увеличение времени на выполнения практических работ,
- получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;
- необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
- индивидуализация обучения;
- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
- целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
- руководство зрительным восприятием;
- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
- развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
- обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
- строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
- использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
- учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
- введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;
- постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание коррекционной работы определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения. По варианту 4.2 коррекционная работа также включает коррекционные курсы, которые направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: ритмику, адаптивную физическую культуру, развитие зрительного восприятия, социально-бытовую ориентировку, пространственную ориентировку, развитие коммуникативной деятельности, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Быкова Марина Борисовна, заведующий центральной психолого-медико-педагогической комиссии
Алтайского краевого центра ППМС-помощи