Назад

В каких случаях и кем может быть рекомендовано тьюторское сопровождение

17.03.2023

Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) работает в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013г., и другими действующими документами. Одной из главных задач ПМПК является определение специальных условий для получения образования ребенку с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Под специальными образовательными условиями понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника) и (или) тьютора (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

Рекомендация о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению указывается в заключении ПМПК в графе «Тьюторское сопровождение обучающихся». В части рекомендаций по предоставлению услуг тьютора деятельность ПМПК соответствует профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания» (утвержден Приказом Минтруда России от 10.01 2017г. № 10н), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.

  1.jpg

Рассмотрим трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК

Тьютор – педагогический работник, участвующий в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы непосредственно для данного ребенка. Это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В заключениях ПМПК есть несколько формулировок, отражающих трудовые действия тьютора.
Одной из самых распространенных формулировок в заключениях ПМПК – «осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа)». Это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума образовательной организации, специалисты которого (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности:

  • проводят занятия;
  • консультируют учителей, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Если встречается такая формулировка, как «педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП», то подразумевается работа индивидуального тьютора. В его обязанности в данном случае входят:

  • проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.
  • участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок;
  • индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов;
  • участие в реализации АООП;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.

Формулировка в заключениях ПМПК «подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), решая следующие задачи:

  • проведение анализа образовательных ресурсов (наличие узких специалистов в школе или привлечение специалистов из других организаций, кружки, секции, наличие сенсорной комнаты, кабинета психологической разгрузки и др.) внутри и вне образовательной организации, обеспечение доступа к ним ребенка, включение в режим дня ребенка дополнительных занятий;
  • организация и координация работы педагогов, узких специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута, АООП;
  • разработка мер по обеспечению взаимодействия педагогов и ребенка, используя одинаковые методики;
  • организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности, поддержка ребенка в процессе обучения;
  • оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки ребенка в освоении АООП.

Формулировка в заключениях ПМПК «разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), разрабатывая и подбирая методические средства для освоения ребенком АООП в рамках индивидуализации образовательного процесса: ведение визуального расписания, подбор наглядного материала для опоры при изучении той или иной темы.

Формулировка в заключениях ПМПК «индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования» означает, что тьютор может сопровождать ребенка на период адаптации к 1 классу, при переходе с одной ступени обучения на другую (с начальной ступени обучения на основную общую ступень), при переходе из одной образовательной организации в другую.
На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведет индивидуальную работу с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив.
В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью, конкретизируются, дополняются рекомендациями консилиума. В случае отсутствия в заключении ПМПК рекомендаций психолого-педагогическим консилиумом может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в том числе о периоде предоставления услуги: на период адаптации, на учебную четверть, полугодие, год, на постоянной основе).

Таким образом, теперь отпала необходимость сбора документов для обследования и прохождения ПМПК по вопросам предоставления тьюторского сопровождения. Данный вопрос вполне может решиться через психолого-педагогический консилиум. Для этого родителю (законному представителю) необходимо написать заявление директору образовательной организации о необходимости рассмотреть вопрос предоставления тьюторского сопровождения ребенку на психолого-педагогическом консилиуме. Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению в случае положительной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы.

Родителям (законным представителям) необходимо учесть, в каких случаях может быть рекомендовано тьюторское сопровождение.

Программа Формулировки трудовых действий тьютора
Все адаптированные основные образовательные программы (АООП) ФГОС ДО (от 3 до 7 лет), ФГОС НОО ОВЗ осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности ФГОС ДО (3-7 лет), ФГОС НОО ОВЗ в структуре дефекта для вариантов АООП Х.3 и Х.4; ФГОС УО; ФГОС ООО
  • педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;
  • подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;
  • разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)
Расстройства аутистического спектра АООП 8.1 и 8.2 ФГОС НОО ОВЗ;
ФГОС ООО; ФГОС СОО
  • индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования;
  • осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
АООП ФГОС ООО, ФГОС СОО
  • осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС УО - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФГОС ООО - федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования
ФГОС СОО - федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования

Важно также постоянно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Быкова Марина Борисовна,
заведующий центральной психолого-медико-педагогической комиссии
Алтайского краевого центра ППМС-помощи