Назад


Агрессивный ребенок: как вести себя родителям?

18.03.2023

143.jpg

В сложных ситуациях дети иногда ведут себя агрессивно. Но, со временем такая реакция может стать привычной и привести к неумению управлять эмоциями. Если взрослый заметил, что его ребенок стал использовать любую возможность, чтобы ломать, толкать, бить, а поведение стало носить провокационный характер, то необходимо вовремя принять меры по предупреждению агрессивного поведения, выявить его причины и помочь ребенку.
Детская агрессия - это признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. По форме агрессия может быть физическая (избиение, ранение и др.) и вербальная (оскорбление, распространение клеветы, отказ от общения). Наиболее привычными выражениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, бурное проявление негативных эмоций, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы, применение оружия.
Агрессия ребенка может быть направлена:

  • только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или брата/сестру);
  • на окружающих людей вне семьи (например, на педагогов или сверстников);
  • на животных (собак, кошек, насекомых др.);
  • на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей);
  • на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т. д.);
  • на символические и фантазийные объекты (в форме агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

По утверждению многих специалистов, в том числе психологов, одним из источников проявления агрессивности у детей является семья. Проявления агрессии в семейных отношениях может проявляться по-разному и включать в себя как прямое физическое или сексуальное насилие, так и холодность близких, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.
Неадекватный стиль семейного воспитания также может стать причиной появления агрессивного поведения ребенка. Родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Особенно выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или моральное унижение).

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он дает понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Таким образом, агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Это приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым. А установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей). Поэтому, прежде всего, родители должны пересмотреть свои отношения, принимать совместное участие в воспитании ребенка, предъявлять к нему единые требования, не прибегать к физическим наказаниям, оскорблениям, но и не обделять вниманием своего ребенка.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, особенно тогда, когда зритель-ребенок отождествляет себя с агрессором. Поэтому просмотр детьми мультфильмов, фильмов, телепередач с содержанием агрессивных сцен должен быть ограничен. Необходим обязательный родительский контроль времени, которое ребенок проводит в сети Интернет.

Агрессию нельзя запрещать, нужно научиться самому и научить своего ребенка находить способы выражать свое эмоциональное состояние.
Всем членам семьи следует говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился», а не использовать силу или угрозу для контроля за поведением других людей. Можно предложить школьнику поругаться, пообзываться, используя вместо обидных слов, название овощей: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.

Для выхода накопившейся агрессии ребенку можно предложить:
  • комкать и рвать бумагу;
  • написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
  • подраться с подушкой или боксерской грушей;
  • использовать «мешочек / стаканчик для криков»;
  • использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;
  • втирать пластилин в картон;
  • принимать участие в спортивных играх.

Упражнение-игра «Штурм крепости» поможет выходу психоэмоционального напряжения и скопившейся внутренней тревожности. Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т.д. - все собирается в одну большую кучу). Ребенку предлагается мяч - «пушечное ядро». Затем, ребенок со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча «крепость» не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием можно издавать громкий победный клич.

Полезным будет предложить школьнику осмотреть помещение, где он занимается и представить, что здесь можно изменить. Передвинуть стулья, столы - все, что под силу, поменять местами книги, игрушки, посуду, изменить все, что можно изменить. Сделать так, чтобы комнату было не узнать. Ребенок должен решить, как ему больше нравится. Если было лучше, то нужно снова потрудиться и вернуть все на свои места.

Взрослым совместно с младшими школьниками можно сочинять истории, окончание которых придумывает сам ребенок. Истории могут содержать какой-либо конфликт, который не имеет однозначного разрешения ситуации. В таком случае ребенку предоставляется широкий выбор реакций и поведенческого репертуара.

Детей, проявляющих агрессию, необходимо учить понимать чувства других людей - это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В развитии чувства эмпатии (понимания чувств другого, сопереживания), умения выстраивать отношения может помочь общение ребенка с домашними питомцами. В какой-то момент каждый ребенок обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собаку или кошку. А ведь животные играют свою роль в психоэмоциональном развитии ребенка. Не задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность, в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому. Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними.

Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика - это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения. Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью. В отличие от игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. Заводить ли пушистого друга ребенку или нет, каждая семья решает сама (появление в доме питомца не всегда возможно), но родители должны помнить о положительном влиянии общения с животным на ребенка, на его взаимоотношения с окружающим миром.

Поняв и приняв причины агрессии, родители могут «догадаться», что ребенок ни в чем не виноват, и он будет доброжелателен и приятен в общении, если его не будут обижать. Поэтому следите за проявлением своего настроения, занимайтесь «гигиеной» своей души. Благоприятный психологический климат вокруг ребенка поможет ему как цветку, вырасти, благоухать и радовать окружающих. В грустные и тревожные минуты ребенок обратится к вам, самым близким ему людям, попросит у вас защиты, помощи, утешения и ласки. Ведь он надеется на вас, уверен, что всегда найдет у вас понимание, сочувствие, сопереживание, что вы никогда не предадите его.

 

Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Источники:
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
Корниенко А.А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. - Екатеринбург, 2012.