Если ваш ребенок - ябеда
18.03.2023
Вы никогда не узнаете детей,
пренебрегая их жалобами.
Януш Корчак
Почему некоторые дети все время жалуются на других детей? Зачем они рассказывают все о своих товарищах, даже когда их никто об этом не просит? Разговор сегодня пойдет о ябедах.
Наиболее активно жалобы процветают в начальных и 5 - 6-х классах средней школы. Подростки жалуются очень редко, предпочитая разбираться со своими проблемами самостоятельно, однако, к сожалению, не всегда удачно.
Наказывать или поощрять?
Часто взрослые, вовлекаемые в круг детских жалоб, отмахиваются от них или сердятся на маленьких ябед. Учителей выводят из себя мелочные и несвоевременные жалобы учеников (распространенная ситуация: во время опроса учитель вызывает ученика, поднявшего руку, а тот сообщает, что Петя забрал у него карандаш). Родителям же не хочется, чтобы их дети росли ябедами, так как они считают, что за ябедничеством скрывается трусливый, склочный характер, или полагают, что ребенок не занимается своими делами, а сует нос в чужие.
Что на самом деле скрывается за детскими жалобами?
- Беспомощность. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной — он идет к взрослому за помощью, делясь с ним информацией о происходящем.
- Предупреждение. Ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми, не зная, как реагировать на то или иное происшествие. Он не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно.
- Месть. Если ребенка не берут в игру, обижают сверстники, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Такого рода жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.
- Самоутверждение. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Предоставьте ему возможность продемонстрировать свои способности, обращайте внимание на его достижения, поговорите о том, как важно хранить доверенные тайны - и вы избавите ребенка от привычки ябедничать.
- Обида, зависть — довольно частая причина школьных жалоб. В отличие от вынашиваемой мести, эти жалобы рождаются спонтанно, в конкретной ситуации. И в этом случае ребенок, в общем-то, стремится к справедливости.
Бывает, что и сами взрослые провоцируют детей на жалобы
- Защита себя и других, в том числе от несправедливого наказания. Для ребенка высшей инстанцией является взрослый: сначала родители, потом воспитатели и учителя. К ним он идет со своей проблемой — жалобой. При этом он всегда ожидает справедливости: провинился — будешь наказан, не виноват — все будет хорошо. Увидев плачущего ребенка, старшие обязательно спрашивают: «Что случилось, кто тебя ударил?» Если взрослому недосуг разбираться, кто прав, кто виноват, если он наказывает всех, чтобы неповадно было, то тем самым провоцирует детей на доносы.
- Шантаж. «Вот, я учителю расскажу...», «Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы...» Угрожая разоблачением старшим товарищам или сверстникам, ребенок заставляет их принять свои условия. К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом.
- Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим. Разное отношения к детям внутри семьи также может оказать свое влияние на возникновение желания ябедничать у детей - родители уделяют кому-то больше времени или проявляют заботу в адрес одного из них, тогда другой ребенок часто пытается привлечь к себе внимание путем жалоб на брата или сестру.
- Воспитание ребенка по типу «кумир семьи». Еще одной причиной того, что ребенок через ябедничество хочет самоутвердиться и стремится к постоянному превосходству, является стиль воспитания, когда ребенку потакают, обожают, чрезмерно покровительствуют.
Таким образом, негармоничная семья и неадекватный тип воспитания, отсутствие эффективных способов поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях - все это приводит к феномену ябедничества ребенка.
Как реагировать родителям на ябедничество?
Бесполезно запрещать ребенку жаловаться, необходимо разобраться в причинах, побуждающих его к этому. Запрещая, вы отобьете у него желание делиться с вами своими проблемами. Первопричина всех детских жалоб — доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем. Если вы подадите ребенку пример разрешения проблемы, то, возможно, в следующий раз он попробует справиться с ней самостоятельно, а не побежит к вам за помощью. Именно совета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на трудности.
Если ребенок часто жалуется, за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное самолюбие, отчаяние. Иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы его просто выслушали и посочувствовали — он не жаждет мести, а ищет вашего участия.
Выслушайте ребенка, обсудите происшедшее, расскажите что-нибудь из своего опыта, посоветуйте, как избежать подобных ситуаций в будущем. Самое главное — проявить внимание к проблемам ребенка.
Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, предложите детям «сесть за стол переговоров» и всем вместе обсудить взаимные претензии, найти выход из сложившейся ситуации. Вообще старайтесь обсуждать и выслушивать все жалобы в присутствии противоположной стороны, давая высказаться каждому. Это приучит детей к самостоятельному и конструктивному разрешению конфликтов.
Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и нытиком, понаблюдайте за собой — не слишком ли часто вы сами жалуетесь всем окружающим на свою жизнь? Может быть, он просто берет с вас пример?
Не следует сравнивать детей между собой. Тот, кого ставят в пример, начнет чувствовать свое превосходство и будет ябедничать, чтобы еще больше самоутвердиться. А тот, кто недотягивает, будет ябедничать из желания отомстить.
Помочь Вам в решении проблем, возникших у Вашего ребенка, могут психологи нашего Центра. Записаться на консультацию Вы можете по телефону 50-04-72.
Кодочигова Ирина Ивановна, методист
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Материал подготовлен на основе источников:
Кравцова М., Правдолюб или ябеда? //Школьный психолог. 2003 № 10
Оганесян С. Е., Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте. дис., Москва, - 2014 - С. 14-51