Как избежать ошибок при формировании письменной речи
19.03.2023
База успешного формирования письменной речи:
- качественно и количественно богатая устная речь;
- начатки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- фонетико-фонематические восприятие;
- пространственно-временные категории и другое с учетом особенностей речевого онтогенеза каждого ребенка.
Желательно, чтобы к этапу овладения письменной речью у ребенка было сформировано звукопроизношение, недоразвития и нарушения в устной речи, а также в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, фонетико-фонематического восприятия отсутствовали.
Звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звуко-буквенного анализа и синтеза предполагает наличие следующих умений:
- способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);
- умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки - фонемы - из звукового состава слова;
- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и свободно оперировать ими;
- умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова. Ученики с недостаточным развитием звуко-буквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки ([с] - [ш], [з] - [ж]), звонкие и глухие ([б] - [п], [д] - [т], [г] - [к] и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смешение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук [з] подбираются такие слова, как «жаба», «жук»; на звук [г] – «корабль», «кукла».
Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга. Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).
Речеслуховой анализатор
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь – угол и т.п.
Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию. Занимаясь с ребенком дома, как же можно научить ребенка слышать звуки речи и выполнять звуковой анализ и синтез.
Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок
1. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
2. Использование графических обозначений звуков.
3. Определение места звука в слове: звук в начале, середине, конце слова. (к___, ___к___, _____к).
4. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
5. Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове.
6. Звукобуквенный анализ слов.
7. Придумывание слова по заданной схеме.
8. Придумывание слова из четырех звуков, придумывание слова с заданным звуком.
В школе очень важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина: дрожание линии; быстрое наступление мышечного утомления; небрежное выполнение письменных работ. Для развития мелкой моторики можно использовать:
1. Пальчиковые упражнения.
2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь». Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз. При затруднениях в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак – ребро – ладонь», произнося их вслух или про себя. «Ладонь – кулак», «Нос – ухо».
3. Изготовление буквы из различного материала. Например, из бумаги методом «обрывания» сделать строчную или заглавную букву. Либо выложить букву из ниток, крупы.
Речедвигательный анализатор
Если у ребенка в речи имеются нарушения звукопроизношения, то они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Для развития речедвигательного анализатора рекомендуется:
1. Контролировать правильное произношение звуков ребенка.
2. Выполнять упражнения на развитие движений губ, языка, щек.
3. Выполнять упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха. Надувание воздушных шаров. Сдувать с носа кусочек бумаги. Дуть через соломинку. Сдувать с ладошки лист бумаги.
«Сигнал» - набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
«Болтушка»- набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.
«Загони мяч в ворота» - набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе. Направлять ватку в ворота, сделанные, например, из кубиков.
4. Проговаривать чистоговорки, скороговорки. Зрительный анализатор. При недоразвитии зрительного анализатора ребенок может допускать следующие ошибки:
1. Смешение букв по оптическому сходству: б –д, п – т, о – а, и – у.
2. Зеркальность (буквы с, э, з, е)
3. Трудность удержания строки, наклона.
Приведем пример заданий создающих условия усиления концентрации и устойчивости зрительного внимания у ребенка при формировании письменной речи.
Перед началом работы ребенку сообщается задание: «Перед вами на листе ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца».
Первоначальное количество линий, предлагаемое ребенку, зависит от уровня его подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях.
Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено. Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах: — без ограничения времени и с его ограничением. Это упражнение можно провести в виде занимательного материала. Например, вместо клеток использовать животных (членов семьи и т.д.), от которых идут перепутанные линии к еде (детям, игрушкам, подаркам и т.д.), т.е. необходимо определить, кто что кушает, кто во что играет, у кого какие подарки и т. д.
Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказывать им помощь, а для этого нужны терпение и систематические занятия.
Алимардонова Людмила Владимировна, доцент кафедры социализации и развития личности
Алтайского института развития образования имени А.М. Топорова, учитель-логопед центра дистанционного образования детей-инвалидов — структурного подразделения Алтайского краевого педагогического лицея-интерната, канд. пед. наук
Источники
Как избежать ошибок при формировании письменной речи: – URL:http://logoportal.ru/kak-izbezhat-oshibok-pri-formirovanii-pismennoy-rechi.html
Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с.
Тосуниди О.М. Дидактический материал для автоматизации чтения. — М.: Издательство: ПАРАДИГМА , 2011. - 180 с.