Назад


Невнимательность. Советы для родителей

17.03.2023

Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. У нашего сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, - это и есть внимание.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание характеризуется различными качествами или свойствами (объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, переключение).

В современном мире специалисты образовательных учреждений все чаще отмечают нарушения внимания у детей. К ним можно отнести:
- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий ребенок суетится, часто переключается с одного занятия на другое;
- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Перечисленные выше проблемы мешают ребенку в повседневной жизни, негативно сказываются на его учебной деятельности.

Родителям необходимо разобраться, что именно приводит к проблемам внимания школьника, а впоследствии и к низкой успеваемости.

12.png

Высокие нагрузки
Часто родители буквально заваливают детей учебой, а также записывают их в многочисленные кружки, секции для того, чтобы дать полное и разностороннее образование. Но такие высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости у учащихся.

Отсутствие мотивации
Если ребенку скучно на уроке, он пытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, разговаривает с одноклассниками, что отрицательно сказывается на учебе.

Слабое здоровье
Если ребенок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снижаться.

Обстановка дома
Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.

СДВГ
Причиной невнимательности ребенка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но такой диагноз ставится только врачом и на основании длительного наблюдения за ребенком.

Что же можно посоветовать родителям невнимательного школьника?

Выполнение домашних заданий поздно вечером вредно для школьника. В семье должен быть устойчивый режим занятий и отдыха. Чтобы избежать переутомления ребенка, следует уделять достаточное внимание организации сна, физических и умственных нагрузок. Немаловажную роль играет правильное расположение мебели в комнате школьника. Рабочее место должно быть отделено от зоны игры и отдыха, чтобы во время занятий ребенка ничего не отвлекало. Включение телевизора во время выполнения уроков также недопустимо.

Родителям нужно следить за тем, чтобы питание ребенка было полноценным и за тем, чтобы ребенок достаточно пребывал на свежем воздухе.

При выполнении домашних заданий не стоит заставлять ребенка переписывать учебный материал из-за помарок, лучше освободить школьника от несущественной работы и сосредоточить его внимание на понимании пройденного материала. Родителям следует быть внимательными к выполнению ребенком домашних заданий: где-то оказать помощь, выполнить какую-то часть заданий вместе, полезным будет и повторение материала, пройденного в классе, так как ребенок на уроке не всегда сосредоточен и мог что-то пропустить.

Использование таких методов воспитания как крик, физические наказания неприемлемо, и положительного результата обучения невнимательного ребенка они не принесут. Младший школьник нуждается в поддержке близких, похвале, поэтому обязательно нужно отмечать успехи в учебе и не забывать поощрять.

У современных младших школьников просто обязателен контроль экранного времени. Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать концентрацию и объем внимания, а, следовательно, и способность к обучению по некоторым причинам:
- устройства с экраном уменьшают время двигательной активности, что затрудняет нормальное функционирование мозга;
- гаджеты «затягивают» ребенка, ему хочется проводить перед экраном все больше и больше времени в ущерб всем другим занятиям.

Как же развивать внимание ребёнка дома?

Родители могут помочь детям с низким уровнем произвольного внимания, объема, концентрации, используя специальные задания, упражнения, игры. Вот некоторые из них, которые можно использовать дома.

Корректурные задания
Ребенку предлагается найти и вычеркнуть определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Время выполнения таких заданий ни в коем случае не должно превышать 5 минут. Результат не должен вызывать чувства неудовольствия у ребенка, поэтому можно использовать веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать и т.п.

Развитию концентрации внимания служит также игра "Зеркало", в которой школьнику предлагается вслед за взрослым повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Младшие школьники с удовольствием играют в игру «Найди слова». Ребенку предлагаются написанные слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово (например, смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень и др.).

Задания типа «Найди отличи» требуют от ребенка умения выделять признаки предметов и явлений, их детали. Сравнивать можно предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Игра «Заметь все». Перед ребенком раскладывается в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить школьнику перечислить все предметы (или картинки), которые он запомнил. Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, предложить ребенку определить, какие предметы переложены и т.д.

Развивать внимание можно и не только через специальные упражнения, задания, но и в повседневной жизни. Сообщите ребенку, что вы объявляете «Режим внимания», когда он должен ненадолго стать очень наблюдательным. Задавайте вопросы об окружающем пространстве, на который он должен будет постараться ответить. Через пару минут (постепенно время должно увеличиваться) задайте ребенку вопрос о том, что было вокруг вас, но уже не в поле зрения ребенка. Вопросы могут быть следующие:
- Кто стоял перед тобой в очереди?
- Из чего сделана дверь, в которую мы только что вышли?
- В какой шапке прошла женщина?
- Во что был одет доктор, который с тобой разговаривал?
- Какой мы проехали дом, какого он был цвета, сколько этажей и т.д.
Следите за тем, чтобы вопросы соответствовали возрасту и уровню внимания ребенка.

Различные игры: шахматы, шашки, мозаики, ребусы, собирание конструкторов отлично подойдут школьнику не только для веселого времяпровождения, но и для развития и концентрации внимания.

Чтобы помочь ребенку стать внимательным, нужно совершенствоваться и самим взрослым, приобретать и читать книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания, памяти, мышления. Нужно учить детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, появилась новая вывеска на магазине и др.). Не стоит забывать о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Умение быть собранным, сосредотачиваться на деле, абстрагироваться от отвлекающих факторов и не допускать случайных ошибок - полезный навык. Развить у ребёнка внимательность несложно. Достаточно проявлять внимание к нему самому.

 

Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи

Источники:
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет. – Издательство Сфера, 2004. – 104 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. - Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций Методическое руководство - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997 - 80 стр.