Назад

Режим дня первоклассника

18.03.2023

111.jpg

Пока ваш ребенок был дошкольником о его распорядке дня либо никто особо в семье не задумывался, либо режим был установлен детским садом, который посещал ваш малыш. Но вот наступил сентябрь, ребенок пошел в школу и в жизни новоиспеченного первоклассника все кардинально поменялось. И вот все чаще из уст учителей и психологов начинает звучать рекомендация «организовать ребенку режим дня».

А действительно ли это так уж необходимо?

         В переводе с французского языка слово «режим» означает «чётко установленный порядок жизни». Он позволяет распределить время в течение дня на различные виды деятельности, которыми занимается человек: сон, приём пищи, учёбу или работу, прогулку, занятия спортом, любимые увлечения, общение с друзьями и т.п. Соблюдая распорядок дня, мы приучаем свой организм жить в определённом ритме. А четкое следование намеченному плану делает человека более дисциплинированным, его жизнь более упорядоченной, а труд и отдых – эффективными. Это в свою очередь помогает добиваться поставленных целей и достигать успешности в различных сферах.

         Так как ритмичность свойственна и организму человека, и окружающему нас миру, то соблюдение режима является естественным процессом.

Какие же преимущества несет правильная организация распорядка дня?
1.   Утренний подъем и отход ко сну в одно и то же время повышают качества сна, улучшают работу всех систем организма, в том числе нервной системы, создают здоровый динамический стереотип поведения.
2.   Регулярное питание стабилизирует пищеварительные функции и помогает поддержанию оптимального веса.
3.   Режим дня способствует организованности, помогает жить без спешки и суеты, быстрее достигать поставленных целей, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
4.   У детей, соблюдающих режим дня, улучшается концентрация внимания и память.
5.   Режим дня предохраняет от перегрузок и переутомления, сохраняет и укрепляет здоровье.
6.   Правильный распорядок освобождает время, которое можно посвятить любимым занятиям, общению, физической активности и т. п.

         А первоклассникам правильно построенный режим дня крайне нужен для того, чтобы плавно и комфортно войти в учебный процесс, сохранять хорошее самочувствие и настроение.

222.jpg

Как грамотно составить режим дня?

1. Сначала составьте список того, что обязательно должно быть включено в режим дня вашего ребенка.
Кроме сна, гигиенических процедур, одевания и сбора в школу, приема пищи, нахождения в школе, выполнения домашних заданий, кружков/секций в распорядок дня необходимо включить:
- время на утреннюю зарядку;
- время на дорогу в школу и обратно (спокойным шагом);
- время на отдых после уроков (дневной сон или физическую разрядку в зависимости от потребностей ребенка);
- время на физкультминутки и отдых во время выполнения домашних заданий;
- время на маленький перекус после интенсивной умственной работы;
- время собрать свой портфель и приготовить форму на завтрашний день;
- время на любимые увлечения (хобби), общение с домашним питомцем (при его наличии);
- время на общение с вами (другими родственниками, друзьями, телефонные звонки);
- время на физическую активность (подвижные или спортивные игры, пробежки по парку, катание на велосипеде и т.п.);
- время на помощь в бытовых вопросах (выбрасывать мусор, поливать цветы, прибирать вещи в своей комнате и т.п.);
- время на прогулки на свежем воздухе;
- время на ничегонеделание (просто полежать, послушать музыку, посмотреть мультфильм и т.п.).

2. Определите, сколько времени реально потребуется ребенку на выполнение каждого пункта вашего списка (понаблюдайте, сколько времени он тратит на сборы в школу, обед, в каком темпе идет в школу или возвращается домой и т.п.)

3. Максимально детализируйте позиции режима и заложите запас времени, чтобы ребенок мог спокойно, в присущем ему темпе, без стресса, выполнить все запланированное.
Не загоняйте ребенка в жесткие временные рамки, иначе его интерес к соблюдению режима дня быстро исчезнет. Но при этом не позволяйте «тянуть резину», особенно при выполнении домашних заданий, приеме пищи, пробуждении или вечернем засыпании.

4. Акцентируйте внимание ребенка на том, что задача должна быть не просто выполнена, а сделана к определённому времени - это формируется чувство ответственности.

5. Составляйте режим дня вместе с ребёнком, чтобы он охотнее соблюдал распорядок.

6. Ставьте повторяющиеся изо дня в день задачи на одно и то же время – это поможет выработать привычку.

7. Составляйте расписание таким образом, чтобы занятия, требующие умственного напряжения, чередовались с физической активностью, и чтобы было проще переключаться с одного дела на другое.

8. Исключите за два часа до сна компьютерные игры, переписку в мессенджерах, просмотр мультфильмов или видеороликов.

9. Определите достаточный объем дневной и недельной нагрузки ребенка. Главным показателем уровня нагрузок является состояние ребенка по вечерам: если он падает с ног, капризничает, отказывается от еды и любимых занятий - значит вы задали ему чрезмерную нагрузку. Если он, наоборот, активен и может еще пару часов увлеченно чем-то заниматься, значит, дневной нагрузки не хватило. Если же его усталость естественна и не вызывает у него серьезного дискомфорта – значит, вы выбрали оптимальный объем нагрузки.

10. Составляйте распорядок на все 7 дней в неделю. При этом время подъема, приема пищи и отхода ко сну в выходные (или каникулярные) дни должно быть такое же, как и в будни, чтобы ребенку не приходилось резко перестраиваться.

11. Постарайтесь распределить недельную нагрузку так, чтобы в выходные дни ребенок был свободен и мог заниматься своими делами: играть, гулять, общаться с семьей.

Как приучить ребенка соблюдать режим дня?

333.jpg

  • Вместе с ребенком придумайте ритуал, который будет «запускать» его день.
  • Расскажите ребенку для чего нужен режим дня и покажите на примерах его пользу (чтобы ребёнок быстрее привык к режиму, он должен понимать, зачем ему это нужно).
  • Подготовьте красочный и интерактивный (позволяющий отмечать выполнение каждого пункта) распорядок дня, повесьте его так, чтобы он был постоянно в поле зрения ребенка и ему было бы удобно с ним работать.
  • Убедитесь, что вы с ребенком одинаково понимаете, какие именно задачи и в какой последовательности он должен выполнять, проговорите с ним его действия в течении дня (недели).
  • Первое время (пока это не войдет в привычку) вместе с ребенком каждый вечер просматривайте дневной план, обсуждайте степень и трудности его выполнения. Если все было соблюдено без ваших напоминаний, можно стимулировать ребенка небольшим вознаграждением. Также для мотивирования ребенка можно использовать жетонную программу, позволяющую накапливать жетоны и обменивать их в конце месяца на какое-то значимое вознаграждение (например, поход в кино).
  • Если есть возможность, приобретите ребёнку собственные (наручные или хотя бы настенные) часы, которые ему нравятся. Это позволит ему полностью контролировать процесс.
  • Расскажите ребенку о «похитителях времени» и вместе придумайте как с ними бороться (в этом вам помогут книги об обучении детей тайм-менеджменту).
  • И конечно же, обратите внимание на свои привычки. Невозможно требовать от ребёнка соблюдения режима, если вы сами опаздываете на работу или валяетесь в кровати, вместо обещанного совместного похода в кино в выходной.
Режим дня должен помогать вашему ребёнку сохранять активность и хорошее настроение, стать залогом здорового образа жизни, а не тяготить его!

 

Мазурова Елена Владимировна, методист
Алтайского краевого центра ППМС-помощи