Сложности социализации одаренного ребенка
08.03.2023
"Человек, восприятие которого хронически опережает
его возможности, всегда находится под стрессом»
Лета Холлингзуорт
Интеллектуально одаренный ребенок – явление не редкое, но при этом ни у родителей, ни у педагогов вопросов об их развитии и воспитании год от года меньше не становится. Одаренный ребенок отличается от большинства скоростью реакций, объемом усваиваемой информации и непохожестью способов действий. Он опережает других детей в развитии некоторых психических процессов. Но совсем не обязательно что опережение это по всем показателям. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие дети в тех же условиях. Выраженная способность к восприятию и анализу всего вокруг делает психику такого ребенка нестабильной, уязвимой. Такой ребенок склонен к эмоциональным перепадам и переутомлению. Эти и целый ряд других причин стоят у истоков сложности социализации одаренного ребенка.
В силу высокого интеллекта ребенок рано начинает осознавать свою непохожесть на других. Он замечает и чувствует иное к себе отношение окружающих. Это иное отношение может носить разный окрас и вызывать разные чувства. То это чувство отчуждения, то чувство превосходства, то бессилия и безысходность, то желание что то доказать и показать всему миру. Многие авторы-исследователи, да и просто педагоги отмечают, что у одаренных детей обычно неустойчивая самооценка. И зависит она от ситуации. Осознание своей уникальности вызывает повышение самооценки при этом неизбежные неудачи ребенка нередко приводят к резкому понижению самооценки и социальной неуверенности. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.
При этом именно самооценка, как известно, играет существенную роль в развитии и социализации личности. Переменчивая, склонная то к занижению то в к завышению, самооценка не способствует благоприятному развитию социальных навыков и часто является причиной конфликтов, отчуждения и непонимания.
При завышенном уровне самооценки ребенок начинает проявлять высокомерие, бестактность, снобизм. Кроме того, завышенная самооценка ребенка обязывает его соответствовать высокому уровню притязаний, что может порождать страх неудачи, опасения не оправдать ожидания родителей и учителей. Появление страхов приводит к повышению тревожности, что может спровоцировать снижение самооценки, веры в собственные силы.
Заниженная самооценка ведет к пессимистическому восприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны, мнительны и ранимы, замкнуты. Критика со стороны может привести к еще более угнетенному состоянию. Склонны к преувеличению своих недостатков. Не уверенны в своих способностях.
В силу целого ряда причин одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны.
Конечно встречаются случаи когда одаренный ребенок обладает развитыми социальными навыками, становится лидером в детском коллективе и продолжает благоприятно развиваться. Но надо сказать что случаи эти нечастое явление. Случается, что дети чтобы избежать социальную изоляцию подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Встречаются случаи утраты детской одаренности в том числе и по этой причине.
Другие дети или не делают таких попыток, или им это не удается и социальная изоляция для них практически неизбежна.
Социальная изоляция - это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.
Английский психолог Лета Халлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми. Другой исследователь Уитмор, продолжил изучать причины уязвимости одаренных детей, описал ряд таких факторов.
Таким образом, целый список трудностей социализации одаренных детей следует иметь ввиду, для того, чтобы понять природу этого явления:
· Неприязнь к школе. Появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Кроме того, строгие требования к алгоритмам решения и оформления работы не способствуют позитивному отношению к школе.
· Диссонанс в игровых интересах. Интеллектуально одаренному ребенку нравятся сложные игры, которые вызывают у него интеллектуальное напряжение и не интересны те, которыми увлекаются большинство сверстников. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции либо пытается подстроиться, что тоже не приводит к эмоциональному удовлетворению.
· Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, «жизнь» после смерти, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.
· Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться со взрослыми или детьми старшего возраста. Зачастую уступают обычным детям в физическом развитии. Все это приводит к тому, что лидерский потенциал остается не востребованным и не развивается.
· Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенствования всего к чему они проявляют интерес. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется с самого раннего возраста. Таким образом их неизбежно периодически настигает ощущение неудовлетворенности. Они очень критично относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость.
· Нереалистические цели. Это еще одно следствие стремления к совершенству. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они сильно переживают. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
· Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
· Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
· Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Для того чтобы пытаться помочь такому ребенку, необходимо понимать природу этих явлений. Поэтому самым тщательным образом попытаться проанализировать все эти факторы в отношении ребенка. Степень их выраженности именно в этом конкретном ребенке.
Качества, развитие которых способствуют гармоничной социализации одаренного ребенка:
· Уверенность. Ребенку необходимо напоминать, что успеха без ошибок не бывает. Ошибка – это норма, из которой надо извлекать опыт и идти дальше. Чтобы случайная неудача не разрушила мотивации деятельности.· Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих. Развивать терпимое отношение к недостаткам окружающих. Убеждать его в мысли, что имея ряд недостатков каждый человек силен своими достоинствами, которые разные у разных людей.
· Интеллектуальная любознательность. Эта черта пугает многих взрослых. Некоторые родители и даже педагоги пасуют перед таким напором вопросов и жаждой знаний. Первым делом здесь нужно «разрешить себе», позволить именно себе не быть в глазах ребенка 100%-ым авторитетом. Взрослому нужно принять эту черту ребенка и не стараться ответить на все вопросы, а научится восхищаться, удивляться, радоваться и направлять интерес к разным источникам информации.
· Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству. Именно это необходимо стимулировать в развитии одаренного ребенка в те фазы его самооценки, когда она стремится к завышенной.
· Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки. Любому человеку, а тем более одаренному ребенку следует учиться анализировать и оценивать возможные последствия своих действий и нести за них ответственность. Взрослому нужно лишь помочь научится делать остановки и оценивать происходящее. Все остальное одаренный ребенок сделает сам.
· Коммуникабельность. Необходимо помогать ребенку развивать способность к общению с разными людьми, к установке связей, контактов. Необходимо сформировать представление о том, что с каждым человеком при желании можно выявить «поле смежности», т.е. общие интересы и темы для обсуждения.
· Коммуникативность. Еще более необходимо одаренному ребенку помогать развивать свою коммуникативность. Это умение эффективно передавать информацию, свои мысли. Способность формулировать высказывания таким образом, чтобы вкладываемый смысл был понят собеседником. Развивать умение находить эффективный подход к собеседнику. Особенно к тому собеседнику в котором заинтересован ребенок.
Условия, необходимые для благоприятной социализации одаренных детей и их воспитания
· минимум стрессообразующих факторов;
· атмосфера доверия, принятия и понимания мира ребёнка, поскольку никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности;
· атмосфера душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Среда, где используются технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье ребенка;
· обеспечение высокого уровня предметного материала и получение знаний и навыков;
· свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.
Взрослому, имеющему дело с одаренным ребенком необходимо помнить, что универсальных приемов не много. Любое педагогическое сопровождение должно выстраиваться в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Поэтому все рекомендации необходимо каждый раз пересматривать с учетом особенностей конкретного ребенка.
Переверзева Ольга Викторовна,
региональный координатор Всероссийской олимпиады школьников в Алтайском крае
Фото (кадр из фильма "Одаренная"(2017г.)