Учебная мотивация
18.03.2023
Сегодня все чаще учителя начальных классов отмечают, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Такое негативное отношение к учебе волнует не только педагогов, но и родителей. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у детей должно быть желание учиться. Но как же привить такое желание? В первую очередь, у ребенка должны быть сформированы учебные мотивы.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Учебная мотивация это – одно из новообразований психического развития школьников в процессе осуществления учащимися активной учебной деятельности.
Если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то в этом случае можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если в ходе учения активность ученика направлена на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Т.е., одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания и является важнейшим аспектом современного обучения.
Нежелание детей учиться - одна из основных проблем современной школы. У одних детей мотивация исчезает, не успев появиться, у других - по разным причинам утрачивается со временем. Таких проблем можно избежать еще до поступления ребенка в школу. Для этого нужно постараться не совершать некоторых ошибок:
- родители не отдают ребенка в детский сад. Когда ребенок не находится в контакте со сверстниками, это может привести к некоторым трудностям произвольного поведения: ребенку трудно играть с другими, соблюдать правила, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе;
- ребенок рано идет в школу. Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука, а это может привести к тяжелой школьной адаптации (школьник быстро устает и не справляется). Вряд ли такой ребенок захочет потом ходить в школу;
- родитель считает, что ребенок готов к обучению в школе, потому что он много знает для своего возраста (научился читать, считать и т.д.). Но психологическая готовность еще не сформирована: уровень развития произвольного поведения недостаточен, ребенку трудно подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.
Такие неправильные действия родителей могут привести к отсутствию мотивации к обучению у ребенка, а впоследствии, и к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности школьника.
Сформировать мотивацию к обучению значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться. Для начала, нужно выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
Родители часто говорят детям о том, что «не будешь учиться - станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, и он не справляется.
Например,
у ученика имеются трудности работы с текстом – значит для полного понимания ребенком такого вида работы читайте с ним тексты, учите выделять главную мысль в нем, пусть ребенок представит себя автором и сам озаглавит текст или рассказ, перескажет его и т.п.
Бывает, что ребенок не может сесть за уроки вовремя - приучайте к самоконтролю (составьте расписание, соблюдайте распорядок дня), такое планирование времени поможет избежать переутомления от выполнения домашних заданий, поможет становлению самостоятельности и самоорганизации.
Важно не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам, следует создавать для него зону ближайшего развития. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, где хотя бы часть задачи ребенок делает сам. Если в процессе решения школьник все же ошибается, не стоит злиться на него и ругать, лучше скажите: «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный.
Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Чтобы вовремя эти трудности заметить, показать способы их преодоления, очень важно интересоваться успехами ребенка в школе, не оставлять без внимания плохие оценки (если ребенок регулярно стал приносить из школы плохие отметки по предмету), постоянно поддерживать контакт с учителем, посещать родительские собрания.
К ошибкам воспитательного характера можно отнести неблагополучную обстановку в семье: ребенок, привыкший к эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и оценок - у него просто не хватает на это энергии. Поэтому, здоровая семейная атмосфера - залог нормального психического состояния ребенка.
Мотивация успеха (а, следовательно, и высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где родители оказывают помощь при повышении требований, относятся к ним с теплотой, любовью и пониманием. В случаях жесткого контроля, надзора или, наоборот, безразличия у детей может преобладать мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!». Такое негативное представление о школе может вызвать у будущих первоклассников только отрицательные переживания. Не стоит и «рисовать» школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. Важно сформировать позитивное отношение у ребенка к обучению, постоянно отмечая, что школа это новая дорога, новый путь, что ребенок стал совсем взрослым, в школе он научится новому, узнает много интересного, обретёт новых друзей.
Интерес к учебной деятельности зависит и от самовосприятия ребенка. Школьнику с низкой самооценкой, с чувством неуверенности и неуважения к себе как к личности очень трудно добиться успехов в школе. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу, например, совместными походами (в кино, в цирк, на каток и т.д.). Такое времяпровождение еще и помогает решить не менее важную задачу: интересное общение ребенка с родителем, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы. Существует еще один вариант поощрения школьников за успехи в учебе - это материальное поощрение (деньги за хорошие отметки). В некоторых странах такое поведение родителей получило большое распространение. Поощрять ли школьные успехи таким способом каждый родитель решает для себя сам. Только следует знать, что денежные подкрепления часто приводят к добыванию ребенком хорошей отметки любыми способами.
Родителям очень важно не ожидать от ребенка большего, чем он может сделать и постоянно поощрять за хорошие оценки. Ребенка нужно подбадривать и тогда, когда он получает низкую оценку, не понимает задания. Ему необходима уверенность в поддержке близких независимо от его возможностей и успехов.
Чтобы укрепить желание младшего школьника овладевать знаниями и сформировать устойчивый интерес к учёбе, следует личным примером стимулировать ребенка к познавательной активности (рассказывать об интересных историях из своей школьной жизни, показывать сохранившиеся фотографии, грамоты, аттестаты и дипломы, интересоваться и сравнивать учебный материал прошлых и настоящих лет, покупать и читать новую литературу и т.д.), обсуждать жизненные планы и мечты, определяя их связь с результатом учебной деятельности школьника. В присутствии ребенка взрослым важно с уважением говорить о школе, учителях и одноклассниках.
Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика. И этот процесс достаточно длительный.
Большинство родителей ошибочно считают, что замотивировать школьника на учебу могут только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей.
Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Источники:
Вергелес Г.И. Особенности мотивация учения современных младших школьников / Г.И. Вергелес, Т.С. Дакшанина // Герценовские чтение. Начальное образование. - 2016. Т. - 7. - №2.
Гордеева Т.О. Внутренняя и внешняя учебной мотивации академически успешных школьников / Т. О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вест. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2011. - №3.
Крылова Д.А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №23.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983. —96 с.