Назад


Долгожданные каникулы. Идеи на лето

18.03.2023

«Нет новости чудеснее на свете, чем весть о приближающемся лете»

Каникулы – не просто отдых от школы, заданий и учителей, это время для восстановления сил, получения новых ярких впечатлений и эмоций. Перемена деятельности, обстановки, компания сверстников – необходимые условия для такого отдыха. Чтобы отдых стал ещё и полезным, важно наполнить его интересным содержанием, активными действиями, а также предоставить ребёнку возможность для тренировки самостоятельности.

1.jpg

  1. Используйте каникулы для того, чтобы Ваш ребенок приобрел полезные житейские навыки (приготовление пищи, благоустройство жилья, помощь в огороде и пр.).
  2. Организуйте совместную деятельность с взрослеющим ребенком во время летнего отдыха, которая может и должна стать прекрасной школой общения и взаимопонимания.
  3.  Лето дает вам возможность оценить возросший уровень возможностей вашего ребенка, преодолеть старые стереотипы детско-родительских отношений, оценить ребенка как возможного или уже состоявшегося помощника.
  4. Успешность работы в видах деятельности, не связанных с учебой, может стать важнейшим средством профилактики неуверенности, тревожности, заниженной самооценки.
  5. Каникулы – время чувств. Чувства – это очень серьезно. Бурное и кратковременное увлечение может восприниматься как большое серьезное чувство на всю оставшуюся жизнь. Родители вряд ли смогут уберечь «взрослого» ребенка от ошибок, но они в состоянии сделать ребенка сильнее, поддержав его. Негодовать, печалиться – значит «нормально» пережить разочарование. Важно поддержать ребенка, проявив сочувствие.
  6. Позвольте ребенку чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Самостоятельное принятие решений и ответственность за него – неотъемлемая часть взрослости. Позволяйте делать ребенку ошибки. Ни один человек не стал взрослым, не ошибаясь.
  7. Друг вашего ребенка – отличная возможность увидеть, какие его потребности не реализуются в общении с вами. Какими бы странными и экзотическими они вам ни казались, не стоит их резко критиковать. Эффект может быть обратным.
  8. Лето, удачное время для приобщения ребенка к чтению. Читайте вместе, делитесь с ребенком мнением о прочитанном. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить навык и уверенность в себе.
  9. Если ребенок еще не нашел занятие себе по душе, самое время начать поиски. Запишите его в спортивную секцию, на кружок или в школу искусств – времени для этого предостаточно.
  10. Летом ребенку очень полезно сменить обстановку, в которой он находился 9 месяцев. Это позволит расширить кругозор и обновить запас ярких впечатлений. Это может быть семейное путешествие куда угодно, поездка к бабушке в деревню, отдых в летнем городском или загородном лагере.
  11. Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям младшего школьного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Гуси-лебеди» и пр. Детям постарше актуальны игры: «Казаки-разбойники». Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.
  12. Во время летнего отдыха Вы также можете оказывать влияние и на интерес ребенка к учебной деятельности. Для этого:
    - подчеркивайте важную роль хорошего образования в вашей жизни;
    - будьте внимательны к склонностям и интересам вашего ребенка, способствуйте их развитию, через них осваивая все более широкие области знания;
    - обсуждая с ребенком современную литературу, обращайте его внимание на привлекательность имиджа образованного, независимого, самостоятельного, делающего успешную карьеру человека.

    Упражнение «Идеальное лето»

    Материалы: стикеры, бумага, фломастеры, цветные карандаши.
    Ход выполнения: предложите ребенку изобразить свое идеальное лето. В это же время, не подглядывая, сами создайте мини-коллаж «Идеальное лето моего ребенка». Сравните и обсудите результаты.

    Подвижные игры

    2.jpg

    «Гуси-лебеди»

    Подготовка. На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». Посередине зала обозначаются коридоры («дорога между горами») шириной 2-3 м. На другой стороне площадки образуется «гора». Все играющие, кроме двух, становятся в гусятник - это «гуси». За горой чертится кружок - «логово», в котором помещаются два «волка» (можно сделать и 1).
    Содержание игры. Ведущий произносит: «Гуси-лебеди, в поле!» «Гуси» проходят по «горной дороге» в «поле», где и гуляют. Затем ведущий говорит: «Гуси-лебеди, домой, волк за дальнею горой!» «Гуси» бегут к себе в «гусятник», пробегая между скамейками - «по горной дороге». Из-за дальней горы выбегают «волки» и догоняют «гусей». Осаленные останавливаются. Пойманные подсчитываются и отпускаются в свое стадо «гусей». Играют два раза, после чего из непойманных выбирают новых «волков». И так игра проводится 2-3 раза, после чего отмечаются ни разу не пойманные «гуси» и «волки», сумевшие поймать больше «гусей».
    Побеждают «гуси», которые ни разу не были пойманными, и «волки», сумевшие поймать большее количество «гусей».
    Правила игры:
    1. «Волки» ловят «гусей» до «гусятника».
    2. «Волки» могут ловить «гусей» только после слов «за дальней горой».
    3. Нельзя прыгать через коридоры или бежать по ним.

    «Казаки-разбойники»

    Подготовка. Игра может проводиться где угодно, нужны лишь укромные места для того, чтобы спрятаться. Перед игрой оговариваются границы территории, в пределах которой можно прятаться и убегать.
    Играющие делятся на две команды. По жребию одна команда – «разбойники», другая – «казаки». Отличают их по нарукавным повязкам, ленточкам или каким-нибудь значкам. Задача «казаков» – выследить «разбойников», задача «разбойников» – надежно спрятаться.
    «Разбойники» разбегаются прятаться, а «казаки» выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темницей» может быть угол двора, дерево или какое-нибудь другое место. «Темница» должна быть не очень большой, чтобы ее было легче охранять, но и не очень маленькой. Границы ее надо чем-нибудь обозначить, например камнями или палками.
    Содержание игры. По сигналу руководителя «казаки» расходятся на поиски «разбойников», которых надо не только найти или увидеть, но еще догнать и осалить. «Казак», поймавший первого из «разбойников», тут же отводит пленного в «темницу». Если в плену по окончании установленного времени «разбойников» окажется больше, чем на свободе, побеждают «казаки», в противном случае победа достается «разбойникам».
    Правила игры:
    1. «Разбойник» должен идти смирно – вырываться он не имеет права.
    2. Если «казак» почему-то сам разжал руку, «разбойник» может убежать.
    3. В «темнице» «разбойники» остаются под охраной кого-то из «казаков».
    4. «Разбойники» могут выручать попавших в беду товарищей. Если, например, кого-то ведут в «темницу», то любой «разбойник» может подбежать и запятнать «казака»; тогда «казак» обязан отпустить пленного, и оба «разбойника» прячутся снова. Но если «казак» достаточно расторопен, он может ухитриться первым запятнать «разбойника», попытавшегося вызволить своего товарища. И если сумеет сделать это, то ведет уже двух пленных.
    5. «Разбойники» могут освобождать своих товарищей даже из «темницы». Для этого им надо запятнать не сторожевого «казака», а самого пленного. Из «темницы» освобождать товарищей лучше всего всей группой: один отвлекает внимание «казаков», а другие в это время пятнают пленных, тем самым выручая их из «темницы».

     

     

    Дрожжина Ирина Олеговна, методист кафедры социализации и развития личности
    Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова»

     

    Литература
    Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
    Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва : АСТ, 2014. – 240 с.