Назад

Как часто Вы говорите детям…

18.03.2023

О влиянии стереотипных фраз на формирование личности ребенка

 Мы очень много говорим о стереотипах и очень мало делаем для того, чтобы их преодолеть. Стереотипы – это то, что очень прочно вплетено наше подсознание, в наши воспитательные установки, в нашу жизнь. А между тем стереотипы закладывают в детях основу будущего поведения. Давайте задумаемся как часто мы говорим своим детям стереотипные фразы? Даже тогда, когда тысячу раз ругали себя за это и тысячу раз говорили, что больше никогда!

 1.jpg

«Я лучше знаю, что нужно!», «Я сопливого мнения не спрашиваю!», «Меня не волнует, что ты там хочешь, маленький еще!»

Что думает родитель: Я лучше знаю, что нужно ребенку, потому что я больше знаю о мире.

Какую установку получает ребенок: Мое мнение не имеет значения, значит я никогда не буду его выражать. Я не способен принимать правильные решения, значит я никогда не буду пробовать принимать хоть какие-то решения.  

Таким образом у ребенка формируется пассивная позиция по отношению к собственной жизни. Зависимость от значимых людей (родители, партнеры или супруги, руководители и др.), и ориентация на них, а не на свои потребности и желания, при принятии решений.

Что же делать? Слышать и принимать мнение ребенка, давать ему понять, что его мысли важны для вас, совсем не значит идти на поводу. Любой отказ можно начать со слов «Я понимаю, что ты хочешь… (далее по смыслу), но мы можем себе позволить только… или нам нужно сначала… и т.д.

«Тебе рано это знать», «Вырастешь, узнаешь»
Пожалуй, это самый удобный ответ на все неудобные вопросы ребенка.

Что думает родитель: Я защищаю своего ребенка от информации, которую рано знать в его возрасте, которая может ему навредить.

Какую установку получает ребенок: Неудобные вопросы лучше не задавать родителям, так как ответа не получу. А получить ответ очень хочется, поэтому нужно задать эти вопросы тому, кто ответ знает и обязательно расскажет. Это может быть ребенок постарше, другой взрослый, кто-то в социальных сетях и не факт, что этот кто-то желает добра ребенку.

Что же делать? Все просто! Говорить! Отвечать на любые вопросы ребенка на том языке и в том объеме, которые нужны в определенном возрасте. А если ответить сразу сложно, то сказать «Сейчас я не готов ответить на твой вопрос, мы поговорим об этом позже».

«Ты же мальчик/девочка!»
О гендерных стереотипах можно писать отдельно и очень много, поскольку они очень сильно влияют на формирование ролевого поведения у детей и часто именно они мешают уже взрослым людям добиваться успеха или проявлять чувства.

Что думает родитель: Воспитываю настоящего мужчину/девушку.

Какую установку получает ребенок: мальчики должны быть более агрессивными (Дай сдачи! Ты же мужик!), мальчики не должны показывать свои чувства, даже если очень больно/обидно/плохо (Мужчины не плачут!), мальчики не должны проявлять нежность и ласку (Нельзя сюсюкать, вырастет хлюпиком).

Девочки же наоборот получают чрезмерное стремление к послушанию, чистоте, пятеркам (Хорошая девочка должна быть скромной, послушной и аккуратной! Ты же будущая хозяйка!). Стремление отступиться от своих целей и стремлений (Ты же будущая мама! Дети – смысл жизни каждой женщины!)

Что же делать? Дать ребенку понять, что вне зависимости от пола он имеет право на разные чувства и эмоции, он имеет право стать тем, кем мечтает стать, защищать себя!

«Все это ерунда!» «Не переживай!»

Что думает родитель: Я успокаиваю своего ребенка.

Какую установку получает ребенок: Мои проблемы не важны для родителя, он не воспринимает их всерьез, значит и я не важен! Вряд ли родители когда-либо меня поймут.

Что же делать? Не забывать о том, что ребенок проживает свою жизнь первый раз и то, что нам кажется пустяком, для ребенка в данный момент очень актуально и очень серьезно. Да ребенок может рыдать из-за мелкой игрушки или носков не того цвета, да в 13 лет можно думать, что кроме этого мальчика/девочки другой любви не будет. Важно принимать любые чувства ребенка и не обесценивать их, а давать столь необходимую поддержку.

А что же тогда говорить?! Для начала нужно представить себе каким хотелось бы видеть ребенка в возрасте 20-30 лет, а потом нужные слова сами придут. Говорите то, что поможет ребенку вырасти уверенным в себе, успешным, счастливым человеком:
Я тебя люблю!
У тебя получится!
Я в тебя верю!
Ты уникальный и очень ценный!
Я всегда рядом с тобой!
Я тобой горжусь!

 

 Кандаракова Дарья Васильевна,
педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи