Назад

Как воспитать самостоятельность у ребенка

18.03.2023

1.jpg

Бесспорно, все родители мечтают, чтобы их дети выросли ответственными, самостоятельными людьми, которые умеют делать выбор, принимать решения и управлять своей жизнью. Но как сделать это правильно?

Взрослея, ребенок познаёт мир вокруг себя, он естественным образом стремится к независимости. Шаг за шагом он осваивает все навыки, которые понадобятся ему, чтобы жить одному, учиться, работать, дружить, заводить семью и реализовывать мечты. Беспокоясь за безопасность ребенка, опасаясь, что самостоятельно ребёнок не справится с возможными проблемами,  некоторые родители ограничивают свободу действий детей даже в довольно взрослом возрасте. Такая особенность воспитания чревата сложностями в личностном становлении ребёнка: человек, которого чрезмерно опекали в детстве, рискует вырасти нерешительным и безынициативным.

Можно ли приучить детей к самостоятельности?
Далеко не каждый ребёнок склонен сам проявлять инициативу в выборе досуга, садиться за уроки без родительского напоминания или предлагать помощь в домашних делах.
Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять.
А самостоятельность - это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей.

Задача родителей объяснить, дать понять ребенку, что с этими умениями будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Сын или дочь должны осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Родители в силах приучить ребёнка к ответственности за свои поступки, поддерживать его в стремлении к автономии и освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни.
Детям, также как и нам, взрослым, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Важно помнить: 

  •  Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но подготовиться к этому периоду стоит заранее. Как это можно сделать, - познакомить ребёнка со спектром дел, которыми занимаются взрослые, рассказать ему, что такое обязанности и ответственность, передать знания, которые позднее ребёнок сам освоит на практике. 
  • Если вы хотите научить детей самостоятельности, ни в коем случае нельзя допускать резких переходов в своём поведении. Не стоит ограждать ребёнка от мира обязанностей и взрослых забот, ожидая, что он сам однажды освоится со всем, когда вырастет. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше чрезмерной опеки - и то, и другое оставляет ребёнка неподготовленным к взрослой жизни.
  • Очень важно подготовить ребенка к самостоятельности. Пока он ещё не может сам освоить какой-то навык, важно рассказывать и наглядно показывать ему, как это делается. Комментируйте свои действия во время приготовления ужина, берите ребёнка с собой в магазин, объясняя, как вы собираете продуктовую корзину. Позже попросите ребёнка помочь вам. Определите для него небольшое задание, которое он теперь будет выполнять регулярно, например, мыть овощи для салата или разбирать покупки.
  • Постепенное увеличение дистанции между вами и ребёнком должно происходить с оглядкой на его психологический комфорт. Необходимо предоставлять детям ровно столько свободы, сколько им требуется для реализации своих потребностей без родителей. Если ваш ребёнок пока не готов и просит помощи, не отказывайте ему. Лучше предложить выполнить работу вместе, чтобы он ощущал родительскую поддержку.

Самостоятельность ребёнка можно развивать во разных сферах его жизни

Домашнее хозяйство

2.jpg

  • Объясняйте ребёнку, что его домашние обязанности - это помощь. Многим детям проще и приятнее убираться дома, осознавая, что они этим выручают родителей.
  • Обсуждайте с ребёнком, что, взрослея, человек получает больше свободы выбора и больше ответственности, -  в том числе за то место, где он живет. Бытовые вопросы должны ассоциироваться у детей не с ненавистной повинностью и требованиями родителей, а с приобщением к миру взрослых.
  • Предлагайте выбор между разными обязанностями, чтобы ребенок сам решил, чем хочет заниматься, - поливать цветы, мыть посуду или выгуливать собаку. 
  • Не загружайте ребёнка множеством поручений. Важно, чтобы это были посильные задачи, к которым он подключается постепенно. Не стоит добавлять больше одной крупной обязанности в год.
  • Учебная деятельность

    3.jpg

  • Помогайте с уроками тогда, когда ребенок сам об этом просит. В первом классе лучше проверять домашнее задание, потому что дети в этом возрасте ещё не умеют самостоятельно оценивать выполненную работу, но присутствовать при выполнении уроков совсем необязательно и даже вредно.
  • При выполнении домашних заданий, дайте сыну или дочери возможность сделать всё так, как им кажется правильным, даже если вы сразу понимает, что это неверно. Путём проб и ошибок дети учатся, а положительное подкрепление при исправлении собственных ошибок помогает младшему школьнику стать увереннее в своих знаниях, смелее экспериментировать и относиться к учёбе творчески, с интересом.
  • Выстраивайте общение с ребёнком так, чтобы при необходимости, он всегда мог обратиться к вам за помощью, в том числе - по учебным вопросам. Иногда вещи, которые нам кажутся простыми, могут быть сложными для ребёнка, который сталкивается с ними впервые в жизни.
  • Часто дети, привыкшие к внешнему контролю, просто не верят, что у них получится сделать что-то в одиночестве. Поэтому все моменты выполнения домашнего задания обсудите, дайте ребёнку самостоятельно попробовать сделать уроки, при этом оставаясь рядом.
  • Самостоятельное передвижение по населенному пункту

    4.jpg

  • К концу начальной школы большинство детей уже могут ходить на небольшие расстояния без родителей, например, в школу, а некоторые пользоваться общественным транспортом. Это напрямую связано от места жительства и возможностей родителей.
  • Чтобы не волноваться за ребёнка, важно с самого раннего детства объясняйте ему правила дорожного движения и безопасности в общественных местах, соблюдайте правила сами. Водите ребёнка только безопасным путём – таким, по которому вы доверили бы ему ходить без вас.
  • Принятие решений

    5.jpg

  • Предоставляйте ребёнку возможность выбора из нескольких предложенных вами вариантов (наиболее оптимально 2-3). Так и ребенок почувствует вкус определенной свободы, и вы будете спокойны, что он примет решение, не выходящее за границы вашей дозволенности.  Например, позвольте ребенку решить, через какое время он приступит к выполнению домашних обязанностей, спросив при этом: «ты помоешь посуду через 20 минут или 15?». Или дайте возможность ему самому установить порядок выполнения домашних заданий: пусть он решит, какой предмет будет делать сначала, а какой потом. Навык принятия решений формируется тогда, когда у ребенка есть возможность выбирать что-то в самых разных аспектах своей жизни. 
  • Аргументируйте, принятое вами родительское решение, затрагивающее интересы ребенка. Так у сына или дочери складываются причинно-следственные связи, и он учится принимать рациональные решения. 
  • Предоставляйте ребёнку пространство для совершения ошибки - в пределах безопасной среды. Не ругайте за промахи и неудачные решения, лучше поддержите и обсудите, что можно было сделать иначе.
  • Развивая самостоятельность у ребенка, расставляйте приоритеты: в любом случае, отношения важнее навыков. Если для формирования навыка родитель кричит, хватается за ремень, то навык, может, и сформируется, но доброжелательной, доверительной атмосферы в семье точно не будет.

    Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнить сам, если делать дело с ним, а не за него.

    Сартакова Александра Владимировна, педагог-психолог
    Алтайского краевого центра ППМС-помощи