Поощрения и наказания в воспитании ребенка
18.03.2023
Стоит сказать, что нет единого подхода в воспитании детей. И один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. В процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и исходя из этого выбирать методы воспитательного воздействия. Пытаясь воздействовать на «плохое» поведение ребенка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребенка, а другие решают прибегнуть к самому простому и эффективному, с их точки зрения, методу воспитания – наказанию.
Важно понимать, что наказание лишь останавливает негативные действия ребенка, а поощрение ориентирует на положительные и закрепляет их.
Поощрения
Основное средство поощрения – это слово значимого взрослого, обращенное к ребенку, похвала. Когда родитель говорит своему ребенку, что ему нравиться в нем то или иное качество, то у ребенка возникает чувство удовлетворения. Поощрение укрепляет веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны. Вызывая положительные эмоции, поощрение способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, чуткость, дисциплинированность, ответственность и т. д.
Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и, возможно, какой-либо подарок.
Не всегда и не всё нужно поощрять. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.
Как правильно хвалить ребенка?
- Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко (за то, что дано ему природой).
- Вредно захваливать ребенка без всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу. Повторение похвалы без необходимости действует следующим образом: ребенок привыкает к ней и ждет ее.
- Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны как запаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведет к концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.
- Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие не столь высоко ценят его, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Знайте, нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Ругая одного и хваля другого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их друг другу. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у них негативизм, нездоровое соперничество, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание.
Помните, не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
Наказания
Наказания могут помочь достигнуть желаемого и дисциплинировать ребенка, но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь, либо назло.
Обратите внимание, что наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания:
Справедливое наказание
В этом случае самооценка ребенка не пострадает, а наказание принесет реальную пользу. Пример: если он разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку – это не повод для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.
«Естественное наказание»
Оно представляет собой отказ от помощи ребенку в ситуации непослушания. Пример: когда ребенок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым нужно обращаться аккуратно. Постепенно ребенок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.
Соблюдение последовательности
Наказание принесет пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Ребенок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что – нельзя. А вот наказывать ребенка за то, что он нарушил ему неизвестное правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неправильно.
Учет времени совершения проступка
Ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.
Разумный подход к наказанию
Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Пример: нет смысла в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет разбрасывать вещи.
Учет индивидуальных особенностей
Пример: если у вас гиперактивный ребенок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения, а, наоборот, ухудшат его.
В заключении, хотелось обратить внимание на то, что во всей системе поощрений и наказаний важно единство требований обоих родителей. Будьте мудрыми и терпеливыми в воспитании своих детей, проявляйте к ним свою любовь и заботу. Имейте ввиду, родитель тоже может ошибаться. Если наказали ребенка незаслуженно, имейте мужество извиниться.
Сартакова Александра Владимировна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи