Назад


Развитие самостоятельности у младших школьников

18.03.2023

Не секрет, что в настоящее время одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников приемов познавательной деятельности, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию, а именно самостоятельности, которая является показателем развития ребенка в целом, позволяет ему в дальнейшем легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.
Под понятием «самостоятельность» можно рассматривать такое свойство личности, в котором проявляется способность к самостоятельной деятельности, которую ребенок выполняет без посторонней помощи, опираясь на свои знания, мышление, умения и жизненный опыт.
Дошкольный и младший школьный возраст являются значимыми периодами в становлении активности, произвольности, творческого потенциала человека, его самостоятельности и других важных качеств личности.

Истоки самостоятельности как важного личностного качества закладываются в раннем детстве (1–3 года). В этом же возрасте зарождаются основы личностного развития человека.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что возникает новая социальная ситуация развития ребенка. У него появляется круг элементарных обязанностей. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Впервые появляется возможность обучения ребенка по определенной программе, но она может быть лишь тогда, когда становится собственной программой действий самого ребенка. Таким образом, самостоятельность, как качество личности младшего школьника, берет свои истоки в дошкольном детстве и  интенсивно формируется в процессе его собственной учебной деятельности.

Мышление младших школьников будет развиваться наиболее успешно, если они овладеют формами и способами осуществления самостоятельной работы, которую можно рассматривать в качестве одной из основных составляющих учебного процесса: ребенок должен уметь поставить цель, осуществить контроль ее выполнения, а также самоконтроль, переходить от выполнения простейших видов работы к более сложным. Самостоятельная работа как средство обучения является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины младшего школьника.
Деятельность ребенка находится в прямой зависимости от содержания мотива, то есть от того, ради чего совершается эта деятельность. Возникший внутренний мотив является важным показателем развития самостоятельности младшего школьника.

Обучение в начальных классах школы формирует не только произвольность поведения младшего школьника, но и произвольный характер его познавательных процессов (речи, мышления и др.). Для становления школьника необходим постоянный самоконтроль, т.е. «сравнение» своих действий с образцом, установление правильности получаемого результата. Самоконтроль как важный компонент собственной учебной деятельности требует от школьника достаточно развитой функции планирования, то есть умения заранее наметить основные этапы своей работы.

Чтобы владеть своими психическими процессами (произвольным вниманием, мышлением) сознательно (т. е. самостоятельно), управлять ими, младшему школьнику нужны внешние средства, которые дают ему опору при организации этих процессов. В качестве таких опор могут выступать знаково-символические средства, рассуждения вслух. Развитие самостоятельности в этом возрасте происходит наиболее эффективно, так как у детей присутствует интерес к окружающему миру, но в то же время авторитет взрослого остается значимым для него, что позволяет педагогу или родителю направлять деятельность ребёнка в нужное русло.

Следует отметить, что на развитие самостоятельности ребенка оказывает влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных и социальных. Особенно, имеет влияние среда – окружение, где пребывает ребенок и в котором реализует себя как личность, проявляя свою самостоятельность. Родители должны сотрудничать с детьми, создавать гуманный стиль взаимоотношений в семье с соблюдением «принципа меры», т.е. сочетания ласки и строгости, близости к детям и «расстояния», самостоятельности ребенка и помощи старших. Следует создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка: использовать постоянные трудовые поручения в семье, вовлекать детей в различные виды бытового труда по самообслуживанию (уборка, покупки, приготовление пищи, простейший ремонт одежды, выращивание растений, уход за младшими и другие). Таким образом, ребенку можно и нужно поручать выполнять домашние дела самостоятельно и, при этом, больше ему доверять, приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности, не забывая поощрять его.
Родителям следует помнить, что излишняя опека, выполнение работы за ребенка формируют у него черты пассивности. Не нужно все время стоять над ребенком и контролировать выполнение домашнего задания, так он никогда не научится быть самостоятельным. Если школьник занят выполнением уроков - не стоит его беспокоить, лучше время от времени посматривать, как продвигаются дела.
Если в процессе выполнения домашних заданий у ребенка возникают вопросы, нужно отвечать, но «не разжевывать». Например,
ребенок забыл, как правильно пишется слово, можно вместе посмотреть и найти его в словаре. Так ребенок научится пользоваться словарем и справочной литературой, что позволит ему в дальнейшем самостоятельно находить ответы на вопросы.

Некоторые младшие школьники много отвлекаются, что отрицательно сказывается на учебной деятельности. Составление расписания таким детям может помочь в организации их режима дня. В таких случаях ребенок учится сам контролировать свое время.
Например,
сколько уходит времени на обед, выполнение домашних заданий и т.д. Если ребенку хочется погулять или посмотреть мультфильм - ему нужно рассчитать время, чтобы успеть все сделать.

Собираться в школу, складывать необходимые учебные принадлежности младшему школьнику тоже следует самому. Чтобы ничего не забыть поможет составление списка предметов на определенный день.

Подбадривание ребенка, похвала за самостоятельно выполненную работу будет хорошим стимулом для его дальнейшей самостоятельной деятельности.
Например,
ребенок в школе хорошо ответил выученный урок и получил хорошую оценку – родитель может похвалить его: «Молодец, ты позанимался и заслуженно заработал пятерку!». Или школьник сделал все уроки заранее и приготовил портфель на понедельник – родителю следует это отметить: «Видишь, сделал дело, теперь можешь смело отдохнуть в выходные!» Такие позитивные утверждения – похвалы помогут сформировать у ребенка привычку делать уроки вовремя, осознанно и самостоятельно.

Действенным методом в формировании самостоятельности детей младшего школьного возраста можно считать подготовку и проведение праздников, которая дает возможность проявления инициативы, творчества. Среди разнообразных видов детской деятельности особое место должно быть отведено творческим заданиям, домашней работе, самостоятельному изучению материала, художественному ручному труду. Использование игр, моделирующих ситуации из реальной жизни в обществе, тоже имеет свой положительный эффект, например, игра в художников и зрителей. Игры-викторины, кроссворды, ролевые игры (где ребенок может выступать в роли эксперта, экскурсовода, мастера и др.) помогают развитию личностных качеств, самоорганизации, самодисциплины.
Младшие школьники с удовольствием играют в дидактические игры. Такие игры не только развивают личностные качества, но и помогают в формировании учебных умений и навыков.
Художественно-конструкторская деятельность позволяет расширить представления ребенка об окружающей действительности, обогатить его жизненный опыт, дает возможность выразить свое отношение к изображаемому объекту, проявить фантазию и тем самым самостоятельность. Решая конструктивные задачи, ребенок учится анализировать их условия и находить самостоятельные решения.

Таким образом, воспитание самостоятельности у младших школьников происходит в активной деятельности. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Развитие самостоятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования, которое необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи

Источники:
Кудейко М.В. Развитие творческой активности младших школьников на занятиях художественным конструированием// Пачатковая школа. - 2010. - № 2.
Леонтьева В.Б. Воспитание самостоятельности младших школьников в процессе подготовки и проведения праздника /В.Б.Леонтьева // Пачатковае навучанне, журнал - 2010, № 6. - С. 80 – 81
Мухина В.С. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2012
Сарсекеева Ж.Е., Сафарова Н.Б., Полупан К.Л. Развитие самостоятельности младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-2. – С. 270-274.
Савельева Т.М. Самостоятельность младшего школьника и показатели ее развития / Т.М. Савельева // Пачатковае навучанне, журнал – 2012. – № 6. – С. 28–31.