Назад


Стили семейного воспитания и их влияние на поведение детей

18.03.2023

1.jpg

Семейным воспитанием обобщенно можно назвать процессы воздействия на детей со стороны родителей и других значимых близких. Целью таких процессов является достижение ожидаемых результатов в вопросах формирования личности, характера, ценностей, жизненных ориентиров подрастающего поколения.

Под стилем воспитания следует понимать – совокупность манер, методов и приёмов воздействия на ребёнка и взаимодействия с ним. Стиль семейного воспитания может характеризоваться степенью контроля, опеки, заботы или другими критериями, например, теснотой эмоциональной связи между родителями и ребенком.

Разные специалисты, работающие с детьми сходятся в едином понимании, что характер, поведение, а порой и судьба ребёнка во многом зависят от стиля воспитания. Большое количество исследований подтверждает, что на становление личности детей влияет атмосфера, в которой они растут, родительское поведение, а также стиль общения, принятый в семье.

Стиль семейного воспитания влияет на успеваемость в школе, самооценку ребенка, понимание им своих собственных желаний и предпочтений. Не правильно подобранные воспитательные тактики, не учитывающие личностные особенности ребенка, травмирующие его могут привести к склонности к аморальным поступкам, жестокости, к высокой доле вероятности попадания в «плохую компанию», к риску вовлечения в криминал.

Авторитарный стиль воспитания

1.jpg

При авторитарном стиле воспитания родители считают свою точку зрения единственно правильной. Они не дают ребенку возможность проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать свое мнение. Используют различные способы давления на ребенка. В основе авторитарного стиля лежит принуждение, жесткий контроль, угрозы, запреты и наказания, постоянная критика.
Главной целью воспитания является послушание и исполнительность ребенка.
Дети авторитарных родителей лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия, понимания.
Авторитарные родители воспринимают ребенка любого возраста как бестолкового, несмышлёного, не способного принимать правильные решения и совершать правильные действия.
Результат авторитарного стиля воспитания на развитие личности ребенка:

  • дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме.
  • у детей отмечается снижение учебной мотивации, сложности с концентрацией произвольного внимания.
  • при родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.
  • Как смягчить авторитарный стиль?
    -   Не превращайте контроль в диктат. Заранее объясните ребенку, что, как и когда вы собираетесь контролировать. Чаще просите, чем приказывайте. Фраза: «Давай посмотрим, как у тебя получилось домашнее задание» более благотворно влияет на нервную систему вашего ребенка, чем вопль: «Дай сюда тетрадь!»
    -   Как это ни трудно, но предоставьте ребенку выбор в одежде, увлечениях, друзьях. Вы можете высказывать свое мнение, подсказывать, направлять, делиться опытом, но не запрещать и не делать уничижительных замечаний.
    -   Находите время пообщаться с ребенком. Необходимо не только контролировать, спрашивать то, что интересует вас «Ты уроки сделал?», «Поел?», «Что получил по контрольной?», но и давать возможность ребенку рассказать о том, что волнует его. Научить рассуждать, задавая способствующие этому процессу вопросы: «А как ты думаешь?», «Нам интересно твое мнение?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Как еще можно было бы поступить?» и т.д.

    Помните, общение – верный мостик на пути к тому, чтобы дать маленькому члену семьи понять, что вы любите и цените его, что готовы общаться с ним даже вопреки желанию направлять и контролировать.

    Либеральный (попустительский) стиль воспитания

    В отличии от авторитарных либеральные родители заботливы, внимательны к проблемам ребенка. В таких семьях отношения взрослых с детьми тесные, доверительные. Родители дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Но при этом им сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.
    При либеральном стиле семейного воспитания отношения в семье строятся на принципе вседозволенности и низкой дисциплины, указания взрослых не выполняются. Родители считают, что данными воспитательными стратегиями они научат детей самостоятельно осознавать, что «правильно», что «неправильно». Дети часто используют капризы, требования, демонстративно обижаются на своих близких.
    Результат либерального стиля воспитания на развитие личности ребенка:

  • ребёнок вырастает эгоистичным, конфликтным, недовольным окружающими людьми человеком, что несомненно отражается на его социальных взаимоотношениях.
  • он больше сверстников подвержен школьным конфликтам в связи с тем, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать правилам и законам.
  • такие дети чаще всего подвержены психологическим проблемам, фобиям, депрессиям, имеют низкое самоуважение.
  • Как сгладить либеральный стиль?
    -  Установите хотя бы минимальный набор правил, которые бы способствовали приучению к дисциплине и самоконтролю. Начать можно, например, с режима дня или школьных требований.
    -  Распределите между всеми членами семьи, включая ребенка, домашние обязанности. Покажите, что не выполнение их приводит к снижению привычного уровня комфорта. Начните приучать ребенка к ответственности за дела и поступки через какие-то совместные семейные дела, в которых виден и ценится вклад каждого.
    -  Вводите правила и обязанности, опираясь на возможность выбора их исполнения. Например, домашнее задание должно быть сделано, но в какой последовательности его выполнять ребенок может определить сам и т.п.

    Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

     2.jpg

    При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребёнка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.
    Результат опекающего стиля воспитания на развитие личности ребенка:

  • ребенок растет беспомощным, инфантильным, невротизированным, тревожным, плаксивым. Впоследствии у него возникают трудности в социализации.
  • несмотря на отличающее их от сверстников развитое послушнее, они сильно неуверенные в себе, в своих силах и возможностях. Такие дети всегда бояться сделать что-то не так, ошибиться.
  • в подростковом возрасте есть риск, что дети таких родителей будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.
  • гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них.
  • последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания – формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей.
  • Как избавиться от гиперопеки?
    -  Прислушайтесь к себе и постарайтесь избавиться от чувства вины и тревоги. Разрешите себе быть неидеальными, а просто хорошими родителями. Уделяйте внимание своим потребностям и интересам.
    -  Снимите ребенка с пьедестала. Позвольте ему самостоятельно одеваться, есть, решать повседневные задачи и отвечать за свои поступки. И не нужно бояться ошибок и переделывать все дела за ребенка. Ваша задача наблюдать, поддерживать и помогать только тогда, когда ребенок реально не может справиться и просит помощи.
    -  Помогите найти ребенку какое-нибудь увлечение. Это поможет ему стать самостоятельным, завести друзей, повысить самооценку.

    Демократический (авторитетный) стиль воспитания

    При демократическом стиле воспитания родители выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним, общаются на интересные ему темы.
    Детям позволяют принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии семейных решений. В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.
    Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.
    Результат в развитии личности ребенка:

  • дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей.
  • дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.
  • у детей формируется ответственность, независимость, компетентность. Они вырастают уверенным в себе, имеют адекватную самооценку, умеют контролировать свои желания, что несомненно приводит к достижению жизненных успехов.
  • Как видно из обозначенных результатов, последствия воспитания в демократичном стиле исключительно положительные. Еще великий Конфуций сказал: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». А от себя добавлю, что для гармонично развивающейся личности ребенка, необходим пример человечности и гуманности, транслируемый значимыми близкими людьми на системной основе.

    Милина Александра Сергеевна, педагог-психолог
    Алтайского краевого центра ППМС-помощи