Назад

Осторожно: каникулы

19.03.2023

00047.jpg

Впереди лето, каникулы. Для ребят - радость, для родителей - забота. Ведь весь год подросток находился в школьной системе с ее правилами и порядками. А летом - улица, дворовые компании и практически полное отсутствие надзора за тем, чем занимается ребенок, пока родители на работе. Как правило, летом наблюдается резкий рост детской преступности и правонарушений.

Ребенку в подростковом возрасте свойственно стремиться к независимости, одновременно желая сохранить отношения с людьми, которые о нем заботятся. Мощные гормональные сдвиги делают его поведение эмоционально неустойчивым, а восприятие критики и замечаний – болезненным. А процесс формирования мировоззрения и системы ценностей побуждает постоянно размышлять над вопросами - кто я и какой я хочу видеть свою жизнь? - и примерять на себя различные роли. И родителям важно это учитывать при общении с подростком.

Подросток в каникулярное время может:

  • попасть под «дурное влияние» сверстников или более старших подростков;
  • «заиграться» и прийти домой позже обычного;
  • уехать с друзьями, забыв предупредить об этом родителей;
  • попробовать спиртное;
  • вступить в сексуальные отношения из любопытства.
  • «проявить себя» в клубах, что может привести к правонарушениям и участию в драках.

На какие сигналы в поведении и внешнем виде подростка родителям стоит обратить внимание:
  • изменилась манера поведения подростка: он начал хамить, вести себя вызывающе. В его речи появились чужие выражения и слова;
  • изменения в стиле одежды могут указывать на то, что он стал членом какой- либо группы (готы, анимэ, др.), в которой есть свой устав и дресс-код. Этот вопрос надлежит прояснить как можно раньше, чтобы по возможности предотвратить нежелательное влияние группы на его личность;
  • появление в доме новой дорогой вещи. С целью исключения воровства узнайте, чья она и как она попала к подростку;
  • отсутствующий взгляд, замкнутость, замедленность речи. Обязательно обратите на это внимание! Причины этого могут быть разные, в том числе и употребление каких-либо веществ. Возможно, необходима помощь медиков.

Помните, что Ваш ребенок делает это не назло Вам. Это его способ изучить себя и окружающий его мир. Способ, которым он пытается понять, что он из себя представляет, и как ему жить дальше, став взрослым. Если Вы действительно хотите повлиять на своего ребенка, ни при каких обстоятельствах не снижайте его чувство собственной значимости (замечу, что это правило работает и в отношениях со всеми другими людьми). Направляйте свои замечания на поведение, а не на личность подростка. В противном случае Вы только настроите его против себя и подтолкнете его к поиску собственного самоуважения в других местах.

В общении с подростком придерживайтесь следующих правил:

  1. Если Вы сами очень сильно раздражены, то в этот момент не стоит начинать разговор. Пусть говорит с ребенком тот родитель, кто более спокоен. Предупредите ребенка о том, что через минуту Вы хотите с ним поговорить. Дайте ему время настроиться на разговор.
  2. Прежде, чем что-то сказать, установите зрительный контакт с подростком. Сначала убедитесь, что он смотрит на Вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на Вас). Когда Вы смотрите друг другу в глаза - подросток в Вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос.
  3. Говорите с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте, не срывайтесь на крик или обвинения - дайте ему почувствовать, что он значим для Вас. Это располагает к доверительной беседе.
  4. Сделайте так, чтобы Ваш разговор проходил с глазу на глаз, без посторонних свидетелей. Особенно, если Вы планируете делать ему замечания. Помните, что подростки очень болезненно воспринимают критику, так как их психика в этом возрасте очень неустойчива. Подрыв самооценки ребенка может привести к серьезным проблемам во взрослом возрасте.
  5. Если подросток грубит, сразу указывайте ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту: "Говорить мне "отстань!" - недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я это больше не повторяла".
  6. В разговоре разъясняйте ему к чему могут привести его поступки в ближайшем и далеком будущем. Приводите примеры из своего опыта и опыта ваших знакомых, родственников. Во время таких разговоров подросток учится анализировать свои поступки, делает свой жизненный выбор: каким он хочет быть и как он планирует жить дальше  
  7. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его. Поощрение всегда стимулирует к тому, чтобы почаще себя так вести.

00048.jpg

Летние каникулы - удачное время, чтобы пройти профессиональную диагностику для подростка. Так Вы узнаете о том, в каких областях деятельности он сможет реализовать свои таланты и интересы. Профконсультация по результатам диагностики станет хорошей основой для выбора будущей профессии, поможет правильно выбрать экзамены по ЕГЭ.

Чтобы избежать конфликтов и недопонимания, заранее обсудите с подростком организацию его времени в каникулярное время

1.   Установите «правила внутреннего распорядка» на время каникул, в какое время подросток должен быть дома, какие домашние обязанности за ним закреплены; договоритесь с ним о системе связи в случае непредвиденных ситуаций.

2.   Спланируйте свои выходные дни или отпуск так, чтобы вы могли провести время вместе, чтобы с Вами он мог научиться чему-то новому и полезному. Например, мальчик - удить рыбу, а девочка - ее чистить и варить уху; отличать съедобные грибы от ядовитых, участвовать в ремонте машины, кататься на водных лыжах, сходить в туристический поход, спуститься в подземную пещеру, заняться фотоискусством и др.

3.   Создайте позитивный контекст: определите ребенка в детский лагерь, где с ним будут заниматься педагоги; туристическую или спортивную секцию; археологическую экспедицию, кружок по интересам. Дайте подростку почувствовать ценность денег, устроив его на подработку через Центр занятости. Это позволит ему ощутить себя взрослым и самостоятельным.

00049.jpg

Помогая ребенку организовать каникулы, родители должны помнить о праве выбора и самостоятельности. Конечно, подростка нужно частично контролировать и стараться сделать так, чтобы свободное время принесло ему максимальную пользу. Но перегружать каникулы мероприятиями не стоит. Подросток не должен ощущать непрерывный и давящий родительский контроль — это очень важно. Следует просто подтолкнуть его к той или иной идее, сделать ему предложение, при этом не навязывать собственный «сценарий». И не следует забывать, что лето — это время веселья, хорошего настроения и беззаботности, так пусть оно таким и будет.

Сартакова Александра Владимировна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Подготовлено по материалам сайтов:
https://deti.mail.ru
http://www.b17.ru
http://www.owoman.ru/semya/
https://portal-slovo.ru