Назад

Подросток не хочет учиться, что делать?

19.03.2023

4321.jpg 

О том, что в каждом возрасте существует свой ведущий вид деятельности сейчас знают практически все. Подростковый возраст – это время общения со сверстниками, если посмотреть с точки зрения психического развития, и время полового созревания, с точки зрения развития физиологического. Получается, что все системы и органы, а так же ведущая деятельность направлены на взросление и созревание, а не на учебу. Прибавим к этому гормональные бури, сложный процесс формирования Я-концепции, стремление искать смыслы в жизни, влияние авторитетных сверстников и получим причины того, почему подростки не хотят учиться:

1. Физиология. Если мы посмотрим на подростка с точки зрения его физиологического развития, то поймем, что его мозг (а решает все именно он!) сконцентрирован главным образом на работе эндокринной системы, обеспечивающей половое созревание. Это значит, что природе не важно, как учится подросток и какие ценности и требования транслируют родители и общество. Природе нужно, чтобы процесс полового созревания прошел успешно. Так же физиологические процессы требуют больших энергозатрат от организма и ресурсов на учебу попросту не хватает.

2. А зачем мне это?! Утверждение «Только получив образование можно стать успешным состоятельным человеком» в последние годы теряет свою силу, поскольку мы можем видеть множество примеров успешных и даже очень состоятельных людей, которые достигли успеха далеко не благодаря образованию. Мотивация «Будешь хорошо учиться – будешь много зарабатывать» уже не работает.

3. Влияние авторитетов. Общение со сверстниками предполагает смену авторитетов с родительского на авторитет сверстников. Особенно у подростков, имеющих сложные отношения с родителями. Следовательно желание и стремление быть успешным в учебе зависят от окружения ребенка. Если подросток окружен сверстниками, для которых показатель успешности – это отличные оценки и высокие баллы на экзаменах, то для него учеба будет важна. Хорошая учеба = способ доказать, что я крут. Если же подросток окружен сверстниками, которые выбирают другие способы демонстрировать успешность, то и он тоже будет стремиться подражать авторитетным сверстникам. Учеба = пустая трата времени.

4. Перегрузки. Слишком большая нагрузка и слишком мало времени на отдых и свободную деятельность. Кружки, секции, репетиторы и др. в совокупности с большой нагрузкой в школе часто приносят больший вред, чем пользу, становясь источниками выгорания. В такой ситуации растет сопротивление любой деятельности, требующей усилий.

5. Конфликты. Причиной могут стать конфликты с учителями и одноклассниками, буллинг. Нежелание учиться = нежелание ходить в школу вообще.

И это далеко не исчерпывающий перечень причин, по которым подростки не хотят учиться. Каждый случай безусловно требует индивидуального рассмотрения и анализа. Тем не менее, можно дать ряд рекомендаций для родителей, которые столкнулись с данной проблемой

Что делать точно нельзя:

1. Принуждать и игнорировать. Фразы «Все устали и что?!», «Мало ли что ты там не хочешь!», «Не обращай внимания!» и т.д. не добавят учебной мотивации и доверия в отношениях.

2. Дискредитировать авторитет учителей и школы. Даже если вы далеко не в восторге от учителей вашего ребенка, никогда не умаляйте их авторитет и профессионализм в глазах ребенка. Этот вопрос лучше обсуждать с супругами, друзьями или другими взрослыми людьми и обязательно в отсутствие ребенка.

3. Мотивировать материально. Деньги за хорошие оценки повышают интерес не к учебной деятельности, а к получению хороших оценок любым способом (списать, выпросить, схитрить). Деньги или какие-либо материальные блага не должны быть стимулом для успешной учебы.

4. Ставить в пример отличников=сравнивать с другими. Нельзя сравнивать своего ребенка с другими – это одно из главных правил безусловного принятия!

5. Нагружать подростка ради того, чтобы он был занят полезным делом, а не слонялся по улицам непонятно с кем тоже не самая лучшая идея.

Что делать можно и нужно:

1. Говорить по душам. Расспросить как дела в школе, как складываются отношения с одноклассниками и учителями, насколько комфортно и безопасно ребенок чувствует себя в школе. Предложить помощь. Разобраться в причинах конфликтов, если они есть, обратиться за помощью к школьному психологу и классному руководителю.

2. Хвалить и подбадривать. Позитивное подкрепление (хвалить) работает более эффективно, чем негативное (ругать). Старайтесь чаще делать акцент на хорошем и чаще игнорировать плохое. Подмечайте достижения, даже небольшие, хвалите за старание и подбадривайте.

3. Научить планировать. Научить подростка правилам и приемам тайм-менеджмента, планирования или научиться вместе. Объяснить, что «слона нужно есть по частям», то есть делить большие и сложные задачи на маленькие и понятные, выполнять их постепенно.

4. Пересмотреть режим. Проанализировать режим и нагрузку подростка и сделать их более комфортными. Возможно нужно будет расставить приоритеты и отказаться от каких-то дополнительных занятий на время или насовсем. Не в коем случае нельзя забывать, что в подростковом возрасте огромные ресурсы организма затрачиваются на половое созревание, в результате чего повышается утомляемость.

5. Выбирать программу обучения в соответствии с уровнем и интересами подростка. Нередко причиной становится слишком сложная или наоборот слишком легкая учебная программа. В этом случае стоит обсудить вопрос с классным руководителем и другими учителями и самим ребенком и принять решение о смене учебной программы.

 

Для тех, кто хочет подробнее разобраться в данном вопросе, небольшая подборка полезных книг:

  • Ульрих Бозер. Как научиться учиться. Навыки осознанного усвоения знаний.

  • Рон Фрай. Как учиться на отлично? Уникальная методика Рона Фрая.
  • Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Как говорить с детьми, чтобы они учились

 

Кандаракова Дарья Васильевна,
педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи