Назад

13 лет: Самоповреждение

Описание ситуации

В последнее время мама 13-летней Марии стала замечать, что она скрывает руки и ноги под одеждой даже в жару, отказывается ездить с семьей на пляж. Дома Мария стала носить спортивные штаны и кофты с рукавами, а раньше ходила в шортах и футболке. Также очень странным показалось желание Маши стирать свою одежду и белье исключительно самостоятельно. Случайно, зайдя в комнату дочери, мать обнаружила на бедре спящей Марии множественные шрамы. Мама решила прояснить ситуацию и поговорить с дочерью.

Варианты ответов

A

Вариант А

Пока Маша спит Вы решили успокоиться и подумать, как выяснить причину самоповреждения у дочери. Полностью успокоиться Вам не удалось и поэтому Вы решили оставить на столе в кухне блокнот, в котором письменно задаете вопросы по поводу увиденных шрамов и предлагаете дочери также письменно на них ответить.

Б

Вариант Б

Вы сразу же уберете все острые предметы из квартиры и постараетесь убедить Марию не делать то, что она делает. В качестве аргумента Вы скажете, что шрамы останутся на всю жизнь, а это не эстетично. Кроме того, это опасно, так как можно занести инфекцию через открытые раны.

В

Вариант В

Вы дадите дочери понять, что знаете о том, что она занимается самоповреждением, но не знаете, как можете ей помочь в решении ее проблем. Вместе с тем, Вы готовы найти психотерапевта или психолога, который окажет эту помощь квалифицированно.

Г

Вариант Г

Ваша попытка успокоиться и взять себя в руки перед разговором с Машей была безуспешной. На Ваш вопрос «Зачем ты это делаешь?» Маша упорно молчала.

В случае обнаружения у подростка насечек и порезов родителям следует поразмышлять над вопросом «Почему это происходит с нашим ребенком?», ведь порезы и ожоги – это симптом эмоциональной уязвимости и ответ на переживаемые трудности в отношениях с другими людьми. За таким поведением у каждого человека стоят конкретные и уникальные потребности. Одному подростку нужно, чтобы о нем позаботились и обеспечили безопасность, потому что его обижают в школе. Другому необходимо обрести внутреннюю свободу, потому что весь день расписан между репетиторами, курсами и дополнительными занятиями. А третий подросток не может справиться с сильными эмоциональными переживаниями из-за неразделенной любви.

Сделайте паузу, вдохните-выдохните. Вам необходимо успокоиться и подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать. Дайте подростку понять, что Вы его любите вне зависимости от конкретных фактов его поведения. Старайтесь проявлять сдержанность и заботу, даже если вы в ярости или напуганы — это даст сигнал, что вы способны совладать со своими эмоциями, и к вам можно обратиться за поддержкой и помощью.

Иногда первая реакция родителя – задавать ребенку вопросы, однако это может быть расценено им как нападение и он станет еще более закрытым и замкнутым. Оскорбления, запрещение и «слежка» также заставят ребенка еще усерднее скрывать следы на теле или одежде и разрушат доверие.

Можно подумать над альтернативными вариантами диалога, например, письменно обсуждать проблему в блокноте, или повесить маркерную доску в комнате ребенка,

на которой он может отмечать звездочкой каждый день, когда не причинял себе повреждений. За каждый же день, когда повреждения были нанесены, один знак ребенком стирается. Таким образом родитель остается в курсе происходящего и избегает при этом неловких разговоров с ребенком. Можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично.

И обязательно необходимо обратиться за помощью к специалисту (психотерапевту или психологу).

Родитель безоценочно любит и принимает своего ребенка, обеспечивает ему чувство безопасности.