Назад

15 лет: Подготовка к экзаменам

Описание ситуации

Мой сын, Виктор, учится в 10 классе. За 9 класс сдал экзамены хорошо, но сейчас совершенно расслабился. Домашние задания почти не делает, скатился по отдельным предметам на тройки. Говорит, что учителя придираются и занижают оценки. Считает, что к ЕГЭ он успеет подготовиться и в 11 классе, а на те предметы, которые он не собирается сдавать, вообще нечего тратить время. Речь о том, что «школу надо закончить нормально» - для него не аргумент. Никакие уговоры, просьбы, угрозы не действуют...Что можно сделать еще ума не приложу.

Варианты ответов

A

Вариант А

Следует принять жесткие меры и объяснить популярно, что ничего не делать не получится. Если не хочет учиться, то будет снят с довольствия после совершеннолетия, и пусть зарабатывает на жизнь как хочет, а именно - тяжелым неквалифицированным трудом. А сейчас показать, каково ему будет жить без образования: покупать ему все самое дешевое - одежду, еду, кнопочный телефон и никаких гаджетов.

Б

Вариант Б

Передать ему ответственность за его выбор и за его дальнейшую жизнь. Виктор уже достаточно взрослый мальчик и сам должен решать все свои проблемы.

В

Вариант В

Нужно донести до сына свои опасения. Спокойно, не поучая и не раздражаясь, объяснить, что именно в его поведении заставляет вас беспокоиться. Рассказать о том, что интересовало вас в его возрасте и о каких упущенных возможностях вы жалеете.

Г

Вариант Г

Нужно идти в школу и разбираться с учителями. Скорее всего Виктор не хочет учиться из-за отношения педагогов – ведь не может «хорошист» вдруг стать слабоуспевающим.

После напряженного выбора в девятом классе и лихорадки выпускных экзаменов у школьников часто наблюдается вполне естественное желание «отдохнуть после тяжелых трудов». Десятый класс многие из них рассматривают как передышку перед сложным одиннадцатым. И действительно следует снизить ту интенсивность учебной нагрузки, которая была в 9 классе, предоставить возможность школьнику для общения с друзьями и определения со своими профессиональными интересами. Кроме того, не следует забывать, что ранний юношеский возраст – это пора первой любви, и необходимо предоставить им возможность думать не только исключительно об учебе.

Однако именно в десятом классе школьник должен окончательно определиться, куда он будет поступать после окончания школы, сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам. Ведь именно сейчас есть возможность для углубленного изучения тех предметов, которые даются сложнее. В выпускном классе на это может просто не остаться времени.

Что касается снижения отметок по отдельным предметам, то и родителям, и школьнику следует знать, что в десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется – в результате учащийся, имевший хорошие отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником. В такой ситуации нужно вместе с подростком проанализировать замечания педагогов (при необходимости проконсультироваться с учителями) и сформулировать новые параметры оценки, которым должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады и т.п.

Обязательная поддержка и помощь «взрослым» детям в расставление приоритетов и выборе профессионального будущего.