Назад

6 лет: Подготовка к школе

Описание ситуации

Саше 6 лет, и в этом году он идет в первый класс. Так как требования к первокласснику в школе достаточно высоки, родители организовали дома занятия по подготовке к школе. Однако мальчик категорически не хочет заниматься: он находит любую причину, чтобы перенести занятие, а лучше отменить его. Бабушка всячески поддерживает внука. А маме и жалко ребенка, и есть опасения, что если пойти у него на поводу, то в школе он будет неуспешен. Как поступить в этой ситуации?

Варианты ответов

A

Вариант А

Вы решили вознаграждать ребенка шоколадкой (игрушкой…), в том случае, если он без капризов садиться заниматься и выполняет задания.

Б

Вариант Б

Вы решили прислушаться к мнению бабушки следовать за желанием ребенка и прекратили занятия по его подготовке к школе.

В

Вариант В

Вы использовали интерес ребенка к футболу и организовали освоение школьных навыков, создав игрушечную футбольную команду, считая игроков, мячи, голы, провизию для дальних выездов, изучая, цвет, форму, размер, подписывая футболки игрокам, рисуя афиши и т.п. 

Г

Вариант Г

Вы считаете, что для формирования у ребенка воли и дисциплинированности не следует прекращать занятия. Ребенок должен понимать, что за непослушание последует определенное наказание (лишение игрушек, сладостей, компьютерных игр и т.д.)

Подготовка ребенка к школе очень ответственный и важный момент в жизни каждой семьи будущего первоклассника. Организуя такие занятия, родителям необходимо помнить правило: если учебная задача превышает уровень подготовки ребенка, появляется тревога («А что, если я не справлюсь?»). А если, напротив, уровень подготовки значительно превышает сложность учебной задачи, возникает скука. Именно поэтому важно чуткое и внимательное, спокойное, терпеливое и доброжелательное взаимодействие с дошкольником. Родителям следует избегать укоряющего тона, грубых окриков за неумение или незнание, не грозить «будущими двойками». Только окруженные добрыми и чуткими взрослыми, не скупящимися на улыбку и поддержку, дети вырастают более активными и самостоятельными, не боятся сделать ошибку, не страшатся неудач и верят в свои силы.

Необходимые для обучения навыки ребенок легко может освоить в игровой деятельности, а также во время совместных со взрослыми бытовых дел и прогулок (считать тарелки, встречных собак, сравнивать деревья, машины, дома по размеру, цвету, узнавать буквы на вывесках и т.п.). Тогда ребенок пойдет в первый класс уверенным в собственных силах. Также очень важно в дошкольном возрасте развивать словарный запас ребенка: читайте ему вслух, обсуждайте с ним прочитанное, задавайте вопросы, учите пересказывать, играйте в словесные игры. Богатый словарный запас и хорошо поставленная грамотная речь – намного важнее и полезнее, чем умение читать и писать.

Прекрасный пример мотивирования на совместную работу был предложен Томом Сойером, героем известного романа М. Твена. Он самостоятельно красит забор, не заставляя друзей себе помогать (поддержка автономии и свободы), в результате чего ребята начинают просить его дать им возможность тоже покрасить забор. Том Сойер также мастерски поддерживает их потребность в компетентности, говоря, что покраска забора требует высокого уровня мастерства («мало кто может с этим хорошо справиться»), то есть транслирует мысль о том, что деятельность достаточно сложная, тем самым поддерживая у других ребят внутреннюю мотивацию и желание этим заняться.

Мотивация – это ключевой внутренний фактор, определяющий успешность учебной деятельности.