Назад


10 лет: Трудности в обучении

Описание ситуации

Маша, ученица 3 класса. За учебники садится после долгих уговоров, торопится, делает тяп-ляп, лишь бы быстрее закончить. Может не дочитать задание или недоучить стихотворение. На любую реплику о том, что нужно лучше стараться, она отвечает, что у нее все равно ничего не получиться, она неспособная. Строгость и требования переделать работу приводят только к слезам. В школе учительница жалуется, что Маша может бросить работу после первой помарки или не получившегося примера, особенно на контрольных работах. Когда задают сделать какую-нибудь поделку или рисунок, Маша просит выполнить задание бабушку или маму, подлизываясь «У тебя же все равно получится лучше».

Как помочь дочери учиться?

Варианты ответов

A

Вариант А

Поможет материальная заинтересованность. За хорошие оценки надо платить хотя бы по десять рублей. Так и успеваемость повысится и с деньгами научится обращаться.

Б

Вариант Б

Ребенок должен самостоятельно осваивать школьную программу, без всякой помощи. Если не справляется, то пусть почувствует последствия невыученных уроков и стыд перед учителем и одноклассниками.

В

Вариант В

Нужно жестко контролировать учебу ребенка в школе и дома, следить за оценками и серьезно наказывать за лень и небрежность. Если заставить раз десять переписать плохо написанное упражнение или вместо одного стихотворения заставить выучить три, то в следующий раз пропадет желание делать что-то спустя рукава.

Г

Вариант Г

Следует спокойно и доброжелательно поговорить с дочкой, постараться вместе с ней разобраться в причине, по которой она не хочет или не может выполнять задания, помочь ей справиться с трудностями.

В ситуации, когда у ребенка есть какие-то школьные трудности, необходимо выяснить (лучше всего с помощью специалистов, например, учителя, психолога, дефектолога) в чем они проявляются и с чем связаны. И обязательно помочь ребенку в их преодолении.

В случае выученной беспомощности, ребенок привыкает к тому, что от его активных действий, самостоятельности и инициативы ничего не зависит и начинает думать, что ни на что не способен, ничего не умеет, не сможет измениться и всегда будет неудачником и неуспешным по жизни: «все бесполезно», я это не смогу», «у меня никогда не получиться», «я никогда этому не научусь», «не хочу учиться …», «мне одна дорога – в дворники» и т.п. Она формируется, когда ребенка постоянно лишают проявления инициативы, самостоятельности, права на ошибку, требуют идеального выполнения еще только формирующихся умений: «что ты копаешься, это элементарное задание», «что ты пишешь, как курица лапой», «весь в отца/мать, такой же бестолковый», «лучше сделаю сама, ты опять сделаешь не так», «сколько можно тебе объяснять» и т.п. Для преодоления выученной беспомощности:

  • сведите, по возможности, к минимуму негативные оценки действий ребенка;

  • подмечайте и обязательно подчеркивайте любое качественное выполнение ребенком учебных действий;

  • используйте прием: «Когда ты был маленьким, то не умел ..……, но потом научился»;

  • развивайте правильное отношение у ребенка к результатам его деятельности: важно, чему уже научился, а ни какие ошибки допустил;

  • подскажите ребенку, что если трудное задание выполнять небольшими, нетрудными для него, кусочками, то и в целом оно будет выполнятся гораздо легче (прием «Путь маленьких шагов»);

  • покажите ребенку, что его достижения – это результат его собственных усилий;

  • поощряйте ребенка пробовать разнообразную деятельность, так как у него получается (умения развиваются постепенно и путем длительных тренировок);

  • создайте такие условия, при которых уже сам поиск новых знаний или освоение новых умений доставлял бы удовлетворение независимо от его результата (проектная деятельность, домашние интеллектуальные игры и т.п.);

  • расскажите, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами;

  • важно, чтобы ребенок знал и чувствовал, что его успехи и неудачи, радуя или огорчая родителей, вместе с тем не влияют на их общее отношение к нему.

Недостаток каких-то навыков или знаний можно увидеть, наблюдая за тем, как ребенок выполняет учебные задания и что у него особенно не получается: например, неровные буквы и строчки, грязь в тетради (слабо развита мелкая моторика руки), ошибки в примерах (плохое знание таблицы сложения или умножения), неправильное решение задач какого-то вида (не усвоен принцип решения или алгоритм действий) и т.д. Для преодоления трудностей, связанных с несформированными или слабо сформированными учебными навыками, необходимо организовать тренировочные занятия. Лучше делать это с помощью игровых упражнений, заданий, развивающих интересных видеоуроков. Шуточные семейные соревнования, интеллектуальные игры с подключением других членов семьи или приятелей ребенка помогут снизить тревожность, неуверенность, повысит заинтересованность и мотивацию.

Алгоритм формирования навыка:

  • ознакомить ребенка с приемами выполнения необходимых действий (структурой и всеми операциями): рассказать и показать правильный алгоритм;

  • разбить основное действие на элементы и отработать отдельно каждый элемент, постепенно их соединяя в единое целое;

  • создать условия для многократного повторения: первоначально ориентируем на количество повторений, нахождение и исправление ошибок, затем постепенно усложняем задачи, повышаем скорость выполнения и требования к качеству работы;

  • обеспечить чувство движения и прогресса (умение складывается из сформированных навыков путем повышения качества и варьирования условий деятельности).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.