Назад


10 лет: «засел в гаджетах»

Описание ситуации

Степану 10 лет, он ученик 4 класса. Практически все свободное время он проводит в телефоне или планшете. На Ваши попытки ограничить такое времяпровождение мальчик реагирует криком, агрессией или плачем. Когда Вы пытаетесь оторвать сына от экрана и отправить гулять, он отвечает, что с ним никто не играет.

Что делать в этой ситуации?

Варианты ответов

A

Вариант А

Вас раздражает тот факт, что сын не реагирует на ваши замечания по поводу его времяпрепровождения в интернете, поэтому Вы решаете забрать у него на время все гаджеты.

Б

Вариант Б

Вы разделяете мнение, что телефон помогает ребенку чувствовать себя увереннее, не стать изгоем среди сверстников. Понимая, что современные дети существуют на грани реальной и виртуальной жизни, Вы отпустите ситуацию и не будете предпринимать никаких решительных действий.

В

Вариант В

Вы соберетесь всей семьей, обсудите и введете обязательные правила обращения с гаджетами, которые все члены должны выполнять. Например, на кухне за столом телефон никто не включает – ни дети, ни взрослые.

Г

Вариант Г

Вы постараетесь предложить ребенку замену гаджетам: это может быть творчество, робототехника, плавание, фотография и многое другое.

Представить современного человека, будь то взрослый или ребенок, без какого-либо гаджета невозможно. Общение, деловая жизнь, покупки, досуг и многое другое все больше перемещаются из реальной жизни в виртуальное пространство. Исключение, особенно насильственное, ребенка из этого процесса может негативно сказаться на формировании его самооценки, уверенности в себе, а также некоторых необходимых современному человеку умений. Однако, и бездумное отпускание ребенка «плавать» в информационном океане пользы его развитию не принесет.

Ключевая задача современных родителей – не пытаться определить: гаджеты – это хорошо или плохо, а формировать культуру пользования ими, подавать личный пример, вводить правила, рассказывать об интересных приложениях, играх, образовательных платформах, электронных учебниках.

Установите ограничения: конкретные лимиты времени использования гаджетов (согласно санитарно-гигиеническим нормам, это - 1,5 часа в день). Используйте приложения для контроля времени использования гаджетов или встроенные функции таймеров на смартфонах, чтобы облегчить соблюдение ограничений.  Обсудите с ребенком причины ограничений, это поможет ему почувствовать ответственность за свое здоровье и время.

Так как дети сидят в гаджетах, потому что это привлекательно (яркие картинки, быстрая смена действий, возможность быстро увидеть результат и т.п.), единственный способ вытащить их оттуда - найти что-то еще более привлекательное и интересное в реальной жизни. 

Если ваш ребенок проводит в телефоне только часть свободного времени, при этом у него есть любимые занятия, он нормально учится и помогает по дому, значит, все в порядке, он умеет отвлекаться и контролировать себя. 

Но когда гаджет заменяет ребенку всё, то родителям нужно задуматься, как ему помочь.
Для начала нужно обратить внимание на физиологические симптомы. Когда ребенок слишком много времени проводит в смартфоне, это сказывается на его состоянии:
  • он не высыпается, потому что поздно ложится;
  • у него нет аппетита;
  • он становится рассеянным, менее внимательным - на это обычно жалуются педагоги в школе или на дополнительных занятиях.
  • Также меняется поведение ребенка:
  • он перестает общаться со сверстниками, друзьями, родителями;
  • вместо любимых занятий всё время проводит в смартфоне;
  • то, что раньше давалось легко, теперь идет сложнее.
Если замечаете хотя бы три из этих признаков, значит, проблема действительно есть и пора ее решать. Чем дальше, тем больше симптомов будет появляться и тем сложнее будет их устранить.

Баланс виртуальной и реальной среды ребёнка – путь к гармоничному развитию.