Особенности приемных детей
28.12.2019
Как правило, в их жизненном опыте имеются:
• утрата семьи, родителей или разлука с ними (ведет к разрыву привязанности и переживанию детьми горя утраты);
• опыт депривации (в условиях организаций для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, или неблагополучной кровной семьи);
• жестокое обращение и другие травматические события.

Все дети, которые находятся в домах ребенка и центрах помощи детям, испытывают затруднения в формировании чувства привязанности и все они находятся в состоянии депривации. В психологической литературе под понятием депривация понимается психическое состояние, возникающее в результате утраты, лишения, ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в достаточной мере или в течение достаточно длительного времени.
Подобно тому, как возникают серьезные нарушения в результате дефицита питания, недостатка витаминов, кислорода и т. п., серьезные нарушения могут возникать и в случае дефицита любви, стимуляции, социальных контактов, положительных эмоциональных переживаний.
В зависимости от лишений ребенка выделяют различные виды депривации - материнскую, сенсорную, эмоциональную, двигательную, когнитивную, социальную. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Материнская депривация
Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. При разлучении с матерью, а также когда ребенок недополучает материнскую заботу и любовь, имеют место проявления материнской депривации.
Регулярная и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей приводит к стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Если ребенку приходилось слишком долго ждать, чтобы на него обратили внимание, или переживать устойчивое игнорирование, если он испытывал дефицит тепла в младенчестве и привык добиваться своего долгим упорным криком - во всех этих случаях детям свойственно:
• отсутствие баланса возбуждения/торможения в центральной нервной системе, неумение управлять своими эмоциями, чувствами, действиями;
• высокая тревожность в отношениях со взрослыми;
• они ожидают и невольно воспроизводят привычный для них способ взаимодействия с окружающими.
При правильном уходе по реакциям взрослых дети учатся сначала распознавать свои потребности, а затем запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить, - так постепенно формируются навыки самообслуживания. При отсутствии заботы - не различают свои потребности, начиная с уровня ощущений; не знают, как заботиться о себе и о других; у них не сформированы навыки самообслуживания.
В результате материнской депривации формируются следующие особенности у детей:
• безэмоциональность, вялость психических реакций;
• неумение вступать в значимые отношения с другими людьми;
• неуверенность в себе, агрессивность;
• устойчивое отставание в интеллектуальном развитии (при депривации от рождения).
Эмоциональная депривация
Присутствие большого количества разных людей в жизни ребенка не закрепляет эмоциональный контакт с ними. Факт общения с множеством разных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества. Он не получает опыта эмоционального отклика на свое поведение - радость при встрече, или недовольство, если он делает что-то не так.
Проявления эмоциональной депривации:
• имеет примитивные эмоции (гнев, страх), недостаток сочувствия и сострадания;
• повышенная истеричность, не умеет управлять своими импульсами;
• мимика зажата, плохо понимает мимику окружающих.
Сенсорная депривация
Пребывание ребенка вне семьи сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемого сенсорным голодом. Практически у всех младенцев, которые длительно находятся в условиях сенсорной депривации, наблюдаются патологически привычные действия - ритмические раскачивания головой и туловищем взад-вперед, из стороны в сторону или в положении стоя. Причина этих действий - хронический дефицит внешней ритмической стимуляции, ограничение двигательной активности.
Проблемы развития на сенсорном уровне негативно влияют и на интеллектуальный уровень. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития. У них наблюдаются трудности формирования зрительно - моторной координации, недостаточная концентрация внимания и неусидчивость. Дети поздно начинают говорить, часто неправильно строят фразы и произносят звуки.
Проявления сенсорной депривации:
• не различает «тепло-холодно», «больно - не больно», «хочу в туалет». Все эти состояния может объяснять одинаково, например, «болит живот»;
• расстройство сна, говорение, лунатизм;
• не чувствует насыщения, не может отказаться от предлагаемой еды;
• не сформирован навык жевания. Запасается едой;
• может быть неконтактен, или, наоборот, назойлив.
Дети, попадающие в приемные семьи, практически всегда имеют травматический опыт, обусловленный ранним отделением от матери, потерей близких людей (смерть родителей либо изъятие из семьи), пренебрежением нуждами, а иногда и физическим, эмоциональным или сексуальным насилием. Часто они являются свидетелями или участниками домашнего насилия (нападение одного родителя на другого, физические наказания братьев и сестер), оказываются в ситуациях угрозы жизни своей и близких (пожары, нападения, аварии).
Травмы приводят к утрате контроля, ощущение тщетности усилий, пассивности, депрессии. Последствия пережитых травм проявляются в протестном, агрессивном, деструктивном поведении, употреблении алкоголя и наркотиков.
Травматические события влияют на все сферы жизни и вызывают
• эмоциональные и поведенческие проявления (большое количество негативных эмоций - злости, обиды, страхов, агрессивность, саморазрушительное поведение);
• искажение представлений о мире, о себе и причинах произошедшего (собственная вина и ущербность, перенос отношения к насильнику на всех людей, нарушается чувство собственной физической неприкосновенности, снижается чувствительность к насилию).
Преодоление проявлений ребенка, вынесенные им из его прошлой жизни, - это ежедневный труд приемных родителей и большая ответственность. Изменение эмоционального опыта за счет появления в жизни ребенка принципиально других отношений - доброжелательных, позитивных, принимающих - дает возможность коррекции исходной негативной модели отношений и поведения, компенсации его травматического опыта.
Приемные родители должны понимать важность способов взаимодействия с детьми и выполнять некоторые общие правила, демонстрируя детям «правильную», конструктивную модель отношений, а именно:
• учитывать эмоциональные и коммуникативные особенности приемных детей;
• не относить возникающие трудности на недисциплинированность детей или плохое отношение к себе;
• правильно оценивать время, необходимое для изменений моделей поведения;
• учитывать, что прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания, не устраняет нежелательное поведение;
• важен позитивный настрой родителей, саморегуляция эмоций;
• установление доверительного контакта с ребенком, позитивного поддерживающего отношения;
• озвучивать свои эмоции и эмоции ребенка при контакте с ним, обязательно объяснять свои действия, применять техники активного слушания и Я- высказывания;
• оказывать эмоциональную поддержку детям (признавать страхи и тревоги ребенка, его печаль о людях, с которыми он расстался, его неуверенность в своих силах) и поощрять положительные изменения.
Жизнь в принимающей семье должна дать ребенку ресурс, чтобы он мог сформировать свою личность и усвоить нормы, правила и социально приемлемые способы поведения.
Скороглядова И.Г., педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
По материалам книги Капилина (Пичугина) М. В., Панюшева Т. Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. - М.: Никея, 2015 и статьи «Методические рекомендации по реабилитационной работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства» - М.: АНО Центр «Про-мама», 2013.