Назад

Первая встреча ребенком

28.12.2019

Будущие приемные родители имеют право встре­титься с ребенком, только имея на руках направление, выданное органом опеки и попечительства или операто­ром банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и обязаны придерживаться правил детского учреждения. Необходимо соблюдать режим, согласовы­вать свои действия с администрацией и воспитателями. Задача потенциальной семьи - это сотрудничество со взрослыми, которые заботятся о ребенке и несут за него ответственность. Даже в том случае, если семье многое не нравится, не стоит вступать в конфликт. Когда персонал детского дома расположен к семье, он охотнее и подробнее предоставит информацию о ребенке, в том числе неформальную.

Не нужно ждать от первой встречи слишком много, ваша задача - показать ребенку, что вы не опасны, наладить контакт, и найти темы для общения. Не нужно обещать лишнего и сразу сообщать ребенку, что его возьмут в семью. Это можно делать только тогда, когда вы абсолютно уверены, что берете его, и когда положи­тельно решены все юридические вопросы.

Поэтому адекватный вариант знакомства - представиться ребенку по имени, и сказать, что хотите с ним познакомиться. На его вопросы отвечайте прямо и просто. Если ребенок спросит: «Зачем?» - то вы можете сказать, что он понравился, и вы хотите с ним познакомиться и подружиться. Расскажите немного о себе, чем за­нимаетесь, о своей семье, покажите фотографии дома, домашних животных. И уз­навайте больше про ребенка - что он любит, чем интересуется, с кем дружит.

При знакомстве важно учитывать возраст ребенка. Чем он старше и чем сильнее травмирован, тем больше понадобится времени на знакомство и формиро­вание доверия. Рассмотрим особенности установления контакта с детьми разного возраста.

 

Младенцы и дети раннего возраста.

Когда родители хотят принять в семью младенца из дома ребенка, часто у них нет возможности многократно посещать его, потому что дом ребенка является медицинским учреждением с соответствующими правилами. Однако собрать ин­формацию о ребенке и те факты, которые известны о его родителях, достаточно важно. Это может понадобиться как для последующей работы с историей жизни ребенка, так и для понимания особенностей, которые могут проявляться у детей с возрастом. Хорошо, если есть возможность получить разрешение у администрации прийти хотя бы несколько раз, чтобы посмотреть, как малыш спит, как его пеленают, кормят. Это даст возможность привыкнуть к ребенку, почувствовать его осо­бенности.

У детей в учреждениях мало впечатлений, слишком яркая, необычная одежда и украшения, резкие запахи могут разволновать и напугать его. Одеться лучше как можно проще, чтобы было удобно сесть рядом с ребенком на пол, или брать его на руки. Подарки не должны быть дорогими или сложными, самым маленьким лучше привезти погремушки или прорезыватели. Для малышей от двух лет подойдут игрушки, которые можно надеть на палец, и говорить от их имени, они помогут вам познакомиться с ребенком.

Маленькие дети сильно реагируют на физическое состояние взрослых - как они дышат, двигаются, разговаривают. Во время встречи глубоко дышите и сохраняйте спокойствие, иначе ваша тревога может передаться ребенку.

 

 

Дошкольный возраст.

Важно, чтобы знакомство с ребенком происходило в привычной для него об­становке (игровая или какая-то другая отдельная комната), в отсутствие других детей. Важно, чтобы на встрече присутствовал взрослый, которого он хорошо знает, это может быть воспитатель или психолог. Присутствие хорошо знакомого взрослого гарантирует для ребенка, что людям, которые пришли, можно доверять. Первая встреча может занять полчаса - сорок минут.

Не спешите сразу брать ребенка на руки, заглядывать в глаза или разговаривать с ним, это может вызвать его беспокойство. Дайте ему привыкнуть к вашему присутствию. Лучше посидеть рядом с ним, пройтись по комнате за руку, привлечь внимание игрой, доброжелательной мимикой. Он может сам забраться к пришедшим к нему гостям на руки, но лучше быть очень аккуратными, потому что у каждого ребенка своя жизненная история, свой жизненный опыт, в том числе травматический. Ребенку важен телесный контакт со взрослым, но на сокращение дистанции в отношениях нужно время. Если ребёнок уклоняется от ваших рук, или стремится отойти на безопасное с его точки зрения расстояние, не препятствуйте.

Не рекомендуется задаривать ребенка подарками. Можно оставить что-то на память (игрушку, книжку или что-то еще) и пообещать ребенку вскоре приехать снова. Подарки не должны быть дорогими, вызывать зависть других детей, чтобы их было не жалко потерять, или поделиться с другими. В любом случае подарки не должны быть ценнее, чем общение. То же самое касается еды, угощения. Выбирайте продукты, не вызывающие аллергию - баранки, детские печенья.

Маленькие дети быстро забывают малознакомых людей, поэтому следующий визит надо организовать не позже чем через неделю, а если это возможно - через несколько дней. Желательно, чтобы на второй встрече присутствовал тот же знакомый взрослый, который сопровождал и первичное знакомство. Желательно до перехода в семью провести 5-10 встреч продолжительностью не менее 30-40 минут. Время встречи и ее продолжительность должны быть заранее запланированы взрослыми, и необходимо придерживаться этих рамок.

Когда наступит время уходить, нужно сообщить об этом ребенку немного заранее и пообещать прийти в следующий раз. Если ребенок не хочет отпускать взрослых, стоит еще раз сказать: «Мы обязательно вернемся в следующий раз», обозначить, когда будет следующая встреча, утешить каким-то гостинцем. Обычно, когда ребенку дают время успокоиться, он вскоре соглашается отпустить взрослых.

Цель этих встреч - чтобы ребенок привык, чтобы он легко контактировал с потенциальными замещающими родителями. Когда будущие родители видят, что в их присутствии ребенок чувствует себя уверенно, хорошо общается с ними, то дальше основными становятся организационные вопросы. Если процесс оформления документов затягивается, что в случае с маленьким ребенком особенно плохо, то единственный выход - регулярно, желательно один-два раза в неделю, продолжать навещать ребенка в учреждении. Если перерыв в общении превышает неделю, для маленького ребенка фактически это означает прерывание контакта - что его снова бросили.

Маленькие дети не умеют разговаривать по телефону, и вариант с промежу­точными звонками для поддержания контакта с ними не подходит. Поэтому особенно важно сдерживать обещания и приходить вовремя. Подорванное доверие и ненадежность отношений со взрослыми - это тот опыт, который дети уже имеют. Если взрослые приходят в разное время, опаздывают, не приходят без объяснений, обещают звонить и не звонят, то у ребенка возникает тревожная привязанность. Ответственность взрослых состоит в том, чтобы внести стабильность, постоянство и предсказуемость в отношения.

Для маленьких детей знакомство в форме гостевых визитов в семью не под­ходит. Если малыша берут домой, то это должен быть окончательный переезд.

 

От младших школьников до подростков.

Еще раз стоит упомянуть, что чем ребенок старше и чем сильнее он травми­рован, тем больше ему понадобится времени на знакомство и формирование доверия.

В самом начале знакомства родителям нужно представиться, сказать, как они хотели бы, чтобы ребенок их называл. Объяснить, что пришли познакомиться, хотели бы помогать ему, стать его друзьями, объяснить, почему именно он им понравился. Родители могут немного рассказать о себе, показать фотографии своего дома, домашних животных, если они есть. Воспитатель или другой взрослый, который участвует в процессе знакомства ребенка и семьи, может предложить ребенку рассказать про детский дом, про то, чем дети занимаются, показать комнату, где ребенок живет. Такой посредник помогает сгладить напряжение и неловкость, ко­торые могут возникнуть при первой встрече.

Если ребенок активный, уверенный в себе, и родители тоже ничем не сму­щаются, то может очень быстро сложиться контакт. Они вместе могут пойти погу­лять, покачаться на качелях, ребенок может показать свою комнату, другие поме­щения. Задача первой встречи - наладить контакт и найти темы для общения. В этом хорошо помогает собранная заранее информация о ребенке и истории его жизни. Первая встреча не должна быть очень длинной, в конце ее важно, чтобы по­тенциальные родители сказали, когда приедут в следующий раз. Если новая встреча состоится не скоро, то нужно придумать промежуточные способы поддержания контакта: например, телефонные звонки, и предупредить ребенка об этом.

В ходе последующих встреч можно пригласить ребенка в гости в семью, сначала без ночевки. Когда ребенок и семья будут чувствовать себя более уверенно, ребенок может остаться в гостях на выходные с ночевкой по предварительному согласованию с администрацией детского учреждения. Если все складывается удачно, то следующий раз ребенок может пожить в семье на каникулах, после чего уже можно решать вопрос об окончательном переезде. Это так называемый «гостевой период», который помогает ребенку младшего школьного и подросткового возраста привыкнуть к общению с будущей семьей.

Приготовьтесь, что ребенок может выглядеть и вести себя не так, как вы себе представляли. И скорее всего, то же самое он будет думать про вас. Дети тоже имеют право делать выбор. Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения, а с 10-летнего возраста передача ребенка в семью осуществляется только с его согласия.

Скороглядова И.Г., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 

По материалам сайта фонда «Измени одну жизнь» и книги Капилина (Пичугина) М. В., Панюшева Т. Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. - М.: Никея, 2015