Назад


Дети с задержкой психического развития на этапе поступления в школу

18.04.2020

На этапе завершения дошкольного образования специалисты и ППконсилиум образовательной организации  вырабатывают рекомендации для ПМПК по организации дальнейшего образовательного маршрута в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО. В зависимости от того, на каком возрастном этапе с ребенком дошкольного возраста начиналась коррекционно-развивающая работа, от характера динамики развития, успешности коррекции и компенсации его недостатков происходит уточнение и дифференциация образовательных потребностей воспитанников, что становится основой для дифференциации условий дальнейшего образования и содержания коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций по дальнейшему образовательному маршруту. 

При разработке таких рекомендаций необходимо ориентироваться на обобщенные базовые характеристики дифференцированных групп. Выделяются три группы детей с ЗПР по наиболее значимым и обобщенным психологическим качествам, определяющим феноменологию задержанного психического развития, и  в значительной степени определяющие особые образовательные потребности детей с ЗПР при поступлении в школу. Для соотнесения параметров развития выпускников дошкольных образовательных организаций или дошкольных отделений школ ученые предлагают анализировать и дифференцировать:

параметры познавательной деятельности, 

организационного и продуктивного компонента деятельности, 

коммуникации

обучаемости. 

Выделенные группы соотносятся с вариантами ФГОС НОО для детей с ЗПР. 

Таким образом, при анализе результативности коррекционно-образовательной работы на этапе ее завершения и выработки рекомендаций при определении дальнейшего образовательного маршрута следует руководствоваться описанием следующих групп детей

Группа А — дети с задержкой психического развития, которым может быть рекомендован вариант 7.1. АООП ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Познавательная деятельность. Общее интеллектуальное развитие познавательная активность:  приближение к возрастной норме, но неустойчивы 

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: недостаточная сформированность: ослабление контроля, колебания целенаправленности). Умственная работоспособность: достаточная, возможна пресыщаемость в субъективно сложных видах деятельности.

Коммуникация. Спонтанная, инициативная, но недостаточно упорядоченная и поверхностная коммуникация.

Обучаемость. Когнитивный ресурс обучаемости достаточен для освоения цензового уровня образования в среде нормально развивающихся сверстников в те же календарные сроки. Мотивационный ресурс обучаемости и зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, раскрываются и корректируются в процессе обучения.

Группа В — дети с задержкой психического развития, которым может быть рекомендован вариант 7.2. АООП ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Познавательная деятельность. Общее интеллектуальное развитие: неравномерное по структуре, общий уровень – в границах низкой нормы или ниже нормы. Познавательная активность: сниженная, избирательная, поверхностная.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности. Саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность мотивационного компонента в сочетании с дефицитом произвольной активности, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности. Умственная работоспособность: пониженная, неравномерная, сочетающаяся с повышенной истощаемостью, пресыщаемостью и когнитивными затруднениями.

Коммуникация: неустойчивое усвоение и воспроизводство адекватных коммуникативных эталонов. 

Обучаемость. Когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости вариативны, но в целом ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, уточняется и корректируется в процессе обучения.

Группа C — дети с задержкой психического развития, которым может быть рекомендован вариант 7.2. АООП ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ при условии индивидуализации содержания АООП.

Познавательная деятельность. Общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре – приближение к легкой умственной отсталости. Познавательная активность: сниженная, ситуационная, быстро угасающая.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности. Саморегуляция и целенаправленность: несформированность устойчивых форм саморегуляции и произвольной активности. Умственная работоспособность: низкая, неравномерная – в связи с когнитивными нарушениями, сниженной мотивацией, деконцентрацией внимания, инертностью, истощаемостью и быстрой пресыщаемостью.

Коммуникация. В условиях учебной деятельности: выраженные трудности понимания правил коммуникации, преимущественное усвоение их на уровне стереотипов. Вне учебной деятельности: на фоне выраженного дефицита адекватных средств как вербальной, так и невербальной коммуникации, и низкой способности к пониманию смыслов и контекстов ситуаций взаимодействия с окружающими, речевая и поведенческая активность ребенка либо резко ограничена, либо хаотична, неконтролируема и не соотносима с содержанием задач коммуникации.

Обучаемость. Когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости существенно ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, определяется в процессе диагностического обучения.

Таким образом, деление детей на группы по сходным состояниям позволяет обеспечить дифференциацию специальных образовательных условий. Применительно к конкретному ребенку особые образовательные потребности следует рассматривать как динамическую систему, изменяющуюся в процессе обучения, что позволит создавать гибкие, дифференцированные образовательные условия, необходимые для каждого ребенка с ЗПР.