Назад

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК. Какие методики и почему используются для прохождения на ПМПК

26.12.2022

1.png

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок.

         Сам алгоритм проведения ПМПК включает ряд последовательных этапов:

         Знакомство с представленными родителями документами, формирование первичной гипотезы относительно основных проблем и особенностей развития ребенка и его образовательных возможностей;

         Комплексное обследование ребенка, включающее непосредственную оценку особенностей развития ребенка, его возможностей    различными специалистами;

         Анализ полученных результатов и их коллегиальное обсуждение;

         Принятие решения об образовательном маршруте ребенка (вид образовательной программы, ее форма, аспекты коррекционной работы и другие необходимые специальные образовательные условия) и составление заключения ПМПК;

         Консультирование родителей и согласование с ними специальных образовательных условий, необходимых ребенку для обучения, развития и адекватной социализации.

         На ПМПК принимают по записи. В назначенный день родителю (законному представителю) необходимо вместе с ребёнком явиться в ПМПК. Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен на работу, хорошо себя чувствовал. Не следует начинать процедуру обследования, если ребенок болен. Перед посещением ПМПК нужно рассказать ребенку о том, что с ним будет беседовать учитель, которого не надо бояться, мама будет рядом.

      Родитель (законный представитель) имеет право присутствовать при обследовании ребёнка и получать консультации специалистов.

       Обследование ребёнка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно (процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования,
а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей).     

         Деятельность каждого специалиста ПМПК подчинена решению общей диагностической задачи.

          Учитель-дефектолог определяет зону актуального и зону ближайшего развития ребенка. Анализируя педагогическую характеристику и тетради ребенка, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики.

          Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, высшие психические функции.

          Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

          Анализ представленных родителями документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.

В некоторых случаях комиссия может принять решении о дополнительном обследовании в другой день.

Для того, чтобы получить достоверные данные об уровне развития ребенка, специалист ПМПК, который проводит обследование должен установить доверительный контакт с ребенком. Для этого проводится беседа с ребенком и (или) игра. Беседа ведется неформально на интересующие ребенка темы. Установив контакт, в беседу включаются вопросы на установление кругозора в соответствии с возрастными требованиями. Например:

Какое сейчас время года?

Какие ты знаешь зимние месяцы?

В какой стране мы живем?

Какой главный город (столица) России?

Какие страны мира (Европы, Азии) ты знаешь?

На каком языке говорят в Англии, Америке, Германии? и др.

Далее, в соответствии с возрастом ребенка предлагаются задания, устанавливающие степень речевой, когнитивной патологии.

Примерные методики для ребенка дошкольного возраста:

Складывание пирамидки.

Складывание разрезных картинок.

Доски Сегена, сюжетные вкладки (доска с пазами различной геометрической формы, вкладки с рисунками, которые нужно вставить на место недостающих элементов).

Почтовый ящик: соотнесение формы основания фигурки с формой прорези.

Установление последовательности событий по серии сюжетных картинок.

Классификация предметов: ребенок должен разложить картинки в соответствии с обобщающим словом.

Четвертый лишний: исключение неподходящего предмета.

Запоминание слов.

Запоминание слов с опорой на картинку.

Счетные операции.

Решение элементарных задач.

Речевые пробы: на уровень развития фонематического восприятия, на понимание логико-грамматических конструкций, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказ текста и др.

Примерные методики для ребенка младшего школьного возраста:

Классификация предметов в соответствии с родовой принадлежностью.

Установление причинно-следственных связей в рассказе, воспринимаемом на слух.

Исключение пятого лишнего.

Выделение двух существенных признаков понятия: подбери два слова без которых понятие лес не существует (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

Найти чем похожи и чем отличаются: корова – лошадь, озеро – река.

Простые аналогии.

Запоминание слов.

Запоминание слов с опорой на картинку.

Счетные операции и решение задач в соответствии с образовательной программой.

Чтение слогов, слов, предложений.

Ответы на вопросы по тексту, пересказ текста.

Списывание текста.

Письмо на слух слогов, слов, предложений.

Речевые пробы: на уровень развития фонематического восприятия, на понимание логико-грамматических конструкций, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказ текста и др.

Примерные методики для ребенка старшего школьного возраста:

Установление причинно-следственных связей в рассказе, воспринимаемом на слух.

Простые и сложные аналогии.

Выделение двух существенных признаков понятия: подбери два слова без которых понятие деление не существует (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Найти чем похожи и чем отличаются: обман - ошибка, озеро – река, картина – портрет.

Запоминание слов.

Объясни «нелепицы» на картинке.

Объясни переносный смысл пословицы, поговорки.

Счетные операции и решение задач в соответствии с образовательной программой.

Чтение слогов, слов, предложений.

Ответы на вопросы по тексту, пересказ текста.

Списывание текста.

Письмо на слух предложений, текста.

Написание краткого сочинения на определенную тему.

Следует помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья ведут себя по-разному. При выборе методик всегда учитываются особенности развития ребенка. Поэтому для обследования ребенка из набора методик выбираются самые информативные диагностические задания, которые доступны ребенку. Специалист всегда поможет выполнить задание, разъяснит инструкцию к нему. Возможно совместное выполнение заданий.

 

Составитель: Быкова Марина Борисовна, зав. ЦПМПК, КГБУ АКЦ ППМС-помощи