Назад

Определение специальных образовательных условий для слабовидящих обучающихся (вариант АООП 4.1 И 4.2)

26.12.2022

1.jpg


Слабовидение связано со значительным нарушением
функционирования зрительной системы вследствие её поражения.
Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля зрения.

Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определённым, изменениям в психическом и физическом
развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.
Категория слабовидящих обучающихся представляет собой
чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.

Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности.

Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты зрения имеют место искажения
зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы.

Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной
деятельности.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

начального общего образования (далее - АООП НОО) представляет

собой образовательную программу, адаптированную для обучения

слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. Для перевода обучающегося на АООП необходимо пройти обследование на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Специалисты ПМПК подберут АООП, а также вариант АООП с учетом особенностей ребенка.

АООП НОО для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с нарушением зрения. АООП НОО для слабовидящих обучающихся имеет несколько вариантов.

Вариант 4.1 – ребенок обучается в среде своих сверстников, сроки обучения в НОО 1-4 года. Обычно данный вариант рекомендуется детям с нормой интеллектуального развития, имеющим нарушение зрения. Обязательным является реализация программы коррекционной работы. В заключении ПМПК указываются основные направления коррекционной работы педагога-психолога, учителя-логопеда, тифлопедагога.

Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы). Такой вариант рекомендуется детям, имеющим задержку психического развития и нарушение зрения.

Вариант 4.2 предполагает в большей степени коррекцию и
развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
развитие познавательного интереса, познавательной активности.

При реализации вариантов АООП 4.1 и 4.2 обязательной является организация и создание образовательной среды, включающей:

учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся, состояния основных зрительных функций, индивидуального режима зрительных и физических нагрузок (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);

использование приемов, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления;

увеличение времени на выполнения практических работ,

получение специальной помощи средствами образования;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;

необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

индивидуализация обучения;

следует обеспечить особую пространственную и временную
организацию образовательной среды;

необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

руководство зрительным восприятием;

расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;

использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;

введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего.

Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание коррекционной работы определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения. По варианту 4.2 коррекционная работа также включает коррекционные курсы, которые направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

Коррекционно-развивающая область включает следующие
коррекционные курсы: ритмику, адаптивную физическую культуру, развитие зрительного восприятия, социально-бытовую ориентировку, пространственную ориентировку, развитие коммуникативной деятельности, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

 

Составитель: Быкова Марина Борисовна, зав. ЦПМПК, КГБУ АКЦ ППМС-помощи