Назад

Периодичность прохождения ПМПК ребенком с ОВЗ: зачем и почему

26.12.2022

Термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» появился в 2012 году в связи с принятием в России Закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. В п.16 ст.2 Закона четко дано определение понятия: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

         За последнее десятилетие количество детей с ОВЗ значительно увеличилось, также наблюдается многообразие приобретенных и врожденных ограничений в развитии. Таким образом, перед профильными ведомствами стоят задачи по организации своевременной и эффективной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи. Статус ребенка с ОВЗ появляется только тогда, когда ребенок имеет заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с перечнем специальных образовательных условий. К этим условиям относятся: реализация адаптированной общеобразовательной программы, специальные методы и приемы обучения, специальные технические средства, сопровождение ребенка ассистентом, тьютором, занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Обычно ребенок с ОВЗ выявляется в дошкольном возрасте. Рекомендуется как можно более ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка для как можно более ранней коррекции этих отклонений. На ПМПК нужно сразу направить ребенка при согласии родителей, выявив ограничения в здоровье. Таким образом, уже в дошкольном возрасте ребенок должен пройти ПМПК и начать обучаться по адаптированной образовательной программе (АООП).

         Перед поступлением в школу необходимо снова пройти ПМПК для получения АООП на уровне начального общего образования. Прием документов в школу 1 апреля текущего года. Поэтому логичней пройти ПМПК до этого срока. Если по каким-то причинам это невозможно, то нужно обратиться в ПМПК до 1 сентября. В этих случаях ребенок сможет с 1 сентября начать обучаться по АООП, и время не будет упущено.

         На практике большая часть детей с ОВЗ выявляется в процессе обучения на этапе начального общего образования. Рекомендуется в течение всего учебного года в 1 классе показать ребенка на ПМПК для получения заключения и перехода на АООП. Далее, во 2-4 классах ребенка можно показать в конце учебного года при условии академической задолженности по нескольким учебным предметам.

Если ребенок имеет статус обучающегося с ОВЗ, то необходимо этот статус подтвердить при переходе на другой уровень образования. Например, при переходе из 4 класса в 5 класс. Здесь также есть определенные сроки. Ребенок должен прийти в школу 1 сентября с заключением ПМПК на уровень основного общего образования. Поэтому срок обследования детей на ПМПК с апреля по август текущего года. Также необходимо сделать при переходе ребенка на уровень среднего общего образования – пройти обследование на ПМПК до 1 сентября текущего года.

Если ребенок не может освоить АООП и необходимо поменять программу, то сделать это можно в конце учебного года при наличии отрицательной аттестации по основным учебным предметам.

На ПМПК необходимо показывать обучающихся с ОВЗ выпускных классов для получения заключения с перечнем специальных условий при проведении ГИА. Срок обследования – после окончания 1 четверти с 1 ноября текущего года и по 1 марта следующего года.

Педагогам необходимо вовремя доводить до сведения родителей сроки обследования на ПМПК: за 2-3 месяца до обследования, чтобы дать время собрать нужные документы.

В настоящее время статус ребенка с ОВЗ пролонгируется и на уровень профессионального обучения. Поэтому сразу после окончания школы в срок до 1 сентября, выпускник с ОВЗ должен показаться на ПМПК для получения заключения на уровень профессионального (ПО) или среднего профессионального образования (СПО).