Назад

Подготовка ребенка с РАС к прохождению ПМПК

06.03.2020

 

Ключевые слова:

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.

РАС – расстройства аутистического спектра.

Метод «Социальные Истории» - методика, разработанная американским специалистом Кэрол Грэй, цель которой - развитие социальных навыков у детей и подростков с РАС.

 

Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра представляет определенные сложности из-за трудностей установления с ними контакта и аффективных реакций на незнакомых людей и обстановку. Ряд авторов подчеркивают сложность обследования ребенка с РАС на ПМПК: аутичный ребенок трудно поддается произвольной организации, с ним очень непросто наладить эмоциональный контакт, а ситуация экспертизы, проверки знаний и умений, в большинстве случаев оказывается для него столь стрессовой, что дезорганизует его поведение. О.С. Никольская [4] отмечает, что стандартизованные методики оценки сенсомоторного, речевого, интеллектуального развития ребенка, запаса его знаний также плохо применимы в случае РАС. Полученный результат чаще всего не столько отражает возможности ребенка, сколько показывает, насколько он привлекается к обследованию. По мнению Л.В. Шаргородской [5], выбирая оптимальный образовательный маршрут для аутичного ребенка необходимо ориентироваться на актуальный уровень его эмоционально-волевого, а не только познавательного развития – поскольку «ребенок с аутизмом может обладать высоким интеллектом, но иметь грубые нарушения поведения и недостаточность коммуникативных навыков».

Для того чтобы снизить стрессовость прохождения ПМПК, целесообразно как можно больше информации о ребенке собрать у его близких заранее, в личной беседе с родителями во время записи на ПМПК. Необходимо ознакомиться с имеющимися характеристиками ребенка из ОО, с заключениями врачей и других специалистов.

Во время очной встречи, учитывая низкие социальную выносливость и стрессоустойчивость ребенка с РАС, специалисту необходимо, прежде всего, установить с ним личный эмоциональный контакт и предоставить ребенку время на адаптацию при прохождении комиссии.

Темп работы, взаимодействия с ребенком должен быть адекватным его возможностям, а в отдельных случаях, возможно, следует «растянуть» прохождение комиссии на две или более очные встречи.

Если ребенок с РАС будет иметь хотя бы некоторое представление о том, что его ждет во время обследования, тем легче и успешнее он пройдет эту процедуру. Что именно близкие могут сказать своему ребенку о предстоящем событии, как настроить его на это событие, это также имеет смысл обсудить в предварительном разговоре специалистов ПМПК с родителями.

В последние годы во всем мире получил популярность метод, направленный на улучшение ориентировки аутичных детей и подростков в сложных для него социальных ситуациях. «Социальные Истории» - широко применяемая во всем мире методика, разработанная Кэрол Грей [1], американским специалистом в сфере образования детей с аутизмом, цель которой - помочь развить социальные навыки, адаптироваться к окружающему миру детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра.

Применение специально составленной «Социальной Истории» может оказать неоценимую помощь аутичному ребенку при прохождении ПМПК: поможет лучше понять цель посещения комиссии, снизить тревогу в связи с обследованием и показать более высокие результаты.

Специалистами Института коррекционной педагогики РАО разработан шаблон «Социальной Истории», который можно использовать в работе ПМПК.

Специалисты ПМПК могут опираться на этот шаблон, оформив его в виде презентации и дополнив текст необходимыми деталями, добавив в презентацию фотографии помещений и сотрудников комиссии. Следует заранее передать эту презентацию в семью, тогда близкие ребенка могут, дополнив презентацию конкретными деталями и фотографиями своего ребенка, внеся необходимые изменения, возможно, упростив фразы, предъявить ему «Историю» неоднократно. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста текст пишется от лица самого ребенка, для подростков – в 3-ем лице. В нем должно быть мало директивных фраз, указывающих на «правильное» социальное поведение (менее половины). Социальная История должна быть однозначной и не допускать двоякого толкования, ее цель – предоставить точную информацию, используя содержание, формат и интонацию повествования таким образом, чтобы описание ситуации было узнаваемым, понятным, а также физически, социально и эмоционально безопасным для Читателя (ребенка).

Приведем пример «Социальной Истории» для будущего первоклассника.

1.      Меня зовут … (фотография ребенка). Мне … лет.

2.      Все дети, начиная с 6, 7 и 8 лет, ходят в школу. В школе дети учатся на уроках, слушают учителя. Я тоже пойду в школу в этом году. Занятия в школе начнутся 1 сентября.

3.      Сейчас я не знаю, в какой школе и в каком классе буду учиться. Мы вместе с мамой и папой хотим выбрать класс, где мне будет учиться интересно и не слишком сложно.

4.      Есть специальные учителя, которые дают советы о поступлении в школу. Они работают в особом месте, оно называется «комиссия». Я тоже скоро пойду вместе с мамой (папой) в это место (фотография здания, где находится ПМПК). Эти учителя посоветуют мне в каком классе лучше учиться.

5.      Когда мы поедем на ПМПК, то возьмем с собой мои рисунки, поделки, тетради, чтобы показать учителям. Я могу взять с собой и мою любимую игрушку, чтобы мне было спокойно. Когда мы приедем на ПМПК, я сниму уличную одежду и зайду с мамой в комнату. В этой комнате много игрушек и учебных пособий для детей (фотографии помещений комиссии).

6.      Нас встретят учителя (И.О. с фотографиями). Они будут разговаривать с мамой, а я смогу в это время поиграть или порисовать.

7.      Потом учителя из ПМПК будут разговаривать со мной, задавать мне разные вопросы и давать задания. Я постараюсь ответить на эти вопросы. Если я не смогу ответить на вопрос или выполнить задание, я могу просто сказать: «Я не знаю», в этом нет ничего плохого.

8.      После разговора со мной и с мамой учителя дадут советы о том, в каком классе и в какой школе мне лучше всего учиться. Учителя запишут свои советы и передадут их маме. Я скажу им: «До свидания» и поеду с мамой домой.

Таким образом, главная задача применения метода – разъяснить на доступном ребенку уровне смысл и цели его пребывания на ПМПК. Применение «Социальных Историй» в совокупности с другими приемами может сделать прохождение ПМПК более комфортным и осмысленным не только для детей с РАС, но и с другими особенностями развития.

 

Список литературы:

1.      Грэй К. Социальные Истории. Екатеринбург, 2018.

2.      Костин И.А. Приемы, облегчающие для ребенка с РАС процедуру прохождения ПМПК // Дефектология. 2019. №1.

3.      Кулешова И.И. Правила написания социальной истории // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. №3.

4.      Никольская О.С. Психолого-педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребенка с расстройством аутистического спектра // Альманах ИКП.2018. Альманах №34.

5.      Шаргородская Л.В. Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции// Альманах ИКП. 2018. Альманах №34.

 

Подготовила: Педора Наталья Николаевна, учитель-дефектолог ЦПМПК