Назад

Вариативность учебных планов по АООП ФГОС ОВЗ, АООП ОО

27.02.2021

12.jpg

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения одной из категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Обучать ребенка по АООП можно только с согласия родителей (законных представителей) и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы, которая рекомендована Министерством просвещения РФ. Посмотреть примерные АООП для различных категорий детей с ОВЗ можно на сайте fgosreestr.ru

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ предусматривает следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья:

· с нарушением слуха;

· с нарушением зрения;

· с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);

· с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА);

· с задержкой психического развития (ЗПР);

· с расстройством аутистического спектра (РАС);

ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает АООП для данной категории детей.

Примерная АООП содержит учебный план, который устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Необходимо обратить внимание на то, что количество лет обучения каждой категории детей на ступени начального общего образования и основного общего образования увеличивается с целью учета индивидуальных психофизических особенностей обучающегося с ОВЗ. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Исключением является категория детей, которая обучается по АООП Х.1 (где Х – номер программы по АООП, а 1 – вариант этой программы). Например, 1.1 – АООП для глухих детей, 2.1 – АООП для слабослышащих детей, 3.1 – АООП для слепых детей, 4.1 – АООП для слабовидящих детей, 5.1 – АООП для детей с ТНР, 6.1 – АООП для обучающихся с НОДА, 7.1 – АООП для обучающихся с ЗПР, 8.1 – АООП для обучающихся с РАС.

Для АООП Х.1 учебный план соответствует плану по общеобразовательной программе, но добавляются часы для реализации коррекционной программы узкими специалистами: логопедом, психологом, дефектологом. Количество лет обучения по АООП для обучающихся по варианту Х.1 не отличается от основной общеобразовательной программы.

Для детей, которые обучаются по варианту Х.2, количество лет обучения увеличивается на 1 год. Дети с ЗПР, РАС (АООП варианты 7.2, 8.2) – обучаются в первом классе, затем в первом дополнительном, а потом далее 2, 3, 4 классы соответственно. Детям, которые обучаются по АООП варианты 1.2, 2.2, 3.2, 4.2, срок обучения увеличивается: 1-5 классы на уровне начального общего образования. АООП вариант 5.2 предусматривает обучение на уровне НОО 1-4 кл., но при необходимости обучение может быть увеличено на 1 год за счет введения первого дополнительного класса (например, для детей, которые не посещали дошкольное учреждение). АООП вариант 6.2 включает обучение в течение 5 лет с подготовительного класса и до 4 класса.

Обучение по АООП вариант Х.3 и Х.4 пролонгируется до 6 лет на уровне НОО. Например, АООП вариант 8.3 и 8.4 предусматривает обучение ребенка в первом дополнительном, еще раз в первом дополнительном, затем – в первом классе, и далее в 2, 3, 4 классах соответственно. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООП предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.

Учебный план по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 и вариант 2 также предусматривает пролонгацию за введения дополнительного первого класса.

В заключениях ПМПК обычно указывается количество лет обучения по выбранному варианту АООП. Школа должна руководствоваться учебными планами, рекомендованными в примерных АООП. Родителям нужно учитывать, что пролонгация образовательного процесса по АООП не случайна. Она позволяет обеспечить вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

ФГОСа для обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования не существует. Однако дети с ОВЗ могут продолжать свое обучение по адаптированным программам. Такая программа составляется в соответствии с заключением ПМПК на основе общеобразовательной программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Во ФГОСе ООО (п.2) указано, что сроки обучения по АООП пролонгируются на 1 год. Родителям необходимо учитывать, что для обучающихся с ОВЗ пролонгация обучения дает ребенку дополнительное время для изучения содержания общеобразовательной программы, коррекции отклонений в психофизическом развитии, подготавливает его к самостоятельной жизни.

Составитель: Быкова Марина Борисовна, заведующий центральной ПМПК Алтайского краевого центра ППМС-помощи