Назад

Как научить дошкольника дружить со сверстниками?

01.07.2022

          111.jpg

              С утверждением, что дружба – это одна из важнейших ценностей в жизни человека, мало кто поспорит.

         Человек, умеющий дружить и общаться, легче адаптируется в коллективе, быстрее восстанавливается от болезней и дольше живет, ему проще учиться и развивать свои способности, быть эффективнее и успешнее в различных сферах жизни.

         Психологи считают, что для крепкого психического здоровья у человека должны быть близкие, дружеские отношения не только с людьми его возраста, но и с людьми намного младше и старше него. Поэтому было бы замечательно, если бы ваш ребенок дружил не только со сверстниками, но и с вами, родителями, братьями и сестрами всех возрастов, дедушками и бабушками, соседями и педагогами.

         Однако способность к дружбе не появляется сама собой, самопроизвольно, стоит лишь ребенку выйти на детскую площадку. Умение дружить, как и любое другое умение, появляется только путем приобретения определенных знаний и навыков, освоения способов действий, упражнений и тренировок. А это требует времени и усилий.

            И чем раньше вы начнете учить своего ребенка дружить, тем более комфортно и защищенно он будет себя чувствовать сначала в детском саду, а затем в школе и в жизни в целом.

         При этом надо помнить, что дружбой называется не просто совместное общение и времяпровождение. Дружба - это личные, устойчивые отношения между людьми, на основе симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности и понимания.

Как же научить ребенка дружить?

         Первый опыт общения с ровесниками дети приобретают на детских игровых площадках.

Возраст от 1,5 до 3 лет:

222.jpg 

        

        Дети в возрасте до трех лет еще не умеют общаться друг с другом. Им нравиться играть рядом с другими детьми, интересно за ними наблюдать, трогать руками, рассматривать.

         В этом возрасте важно начать учить: здороваться и прощаться, делиться или обмениваться игрушками («дай мальчику формочку, а он тебе даст совочек»), жалеть (игрушку, кошку, маму, другого ребенка).

         В песочнице и на детской площадке пытаемся вовлекать детей в общую игру (катать/кидать мяч, собирать камешки, строить из песка, кататься друг за другом с горки и т.п.).

Возраст с 3 до 5 лет.

        

         Первые дружеские отношения у детей начинаются складываться, начиная примерно с трех лет. Однако, это еще не дружба в привычном нам понимании. Малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке. Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, не жадничает, не дерется и просто вызывает личную симпатию.

        Понаблюдайте, как ваш ребенок знакомиться с другими детьми, как играет, ведет себя в ссорах, является лидером или ведомым. Учтите, что со сверстниками ребенок начинает общаться с уже наработанными в семье навыками подчинения, давления или сотрудничества.

444.jpg 

В этом возрасте учим:

1. Правильно знакомиться

       

     Даже если ваш ребенок легко устанавливает контакты, он может быть несколько бесцеремонным или излишне напористым, и такая манера общения не всем приходится по душе. Если же ребенок застенчив, он нуждается в помощи по преодолению страха перед знакомством со сверстниками или другими людьми. И в том, и в другом случае поможет предварительное проигрывание ситуации знакомства на примере игрушек (поздороваться, улыбнуться, назвать себя, попросить разрешения вступить в игру или самому предложить совместное занятие).

         Особое внимание следует обратить на обсуждение и проигрывание с ребенком ситуации отказа в знакомстве/игре. Необходимо объяснить ребенку, что причины этого могут быть самые разные (например, плохое настроение, нежелание прерывать уже начатую игру, застенчивость и т.п.), и это совсем не значит, что он сам или ребенок, отказавшийся от общения, чем-то плохи. Поэтому нужно спокойно отойти, не проявляя агрессию (не обзываясь, не разрушая сделанное другими), заняться другими делами, подойти к другим детям.

2. Правильно играть

       Умение играть также не возникает само собой. Ребенку следует объяснять и показывать на примерах, что каждая игра имеет свои правила и их нужно соблюдать, уметь дожидаться своей очереди, придерживаться заданной роли, вежливо просить, если что-то нужно, делиться с товарищем, вместе пользоваться игрушками, книжками, помогать друг другу. А в подвижных играх стараться не причинять боль другим детям.

         Дружба рождается в совместных играх и увлекательных занятиях. Именно в эти моменты появляется интерес к другому ребенку как к личности, близкой по духу. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в компании детей, научите его разнообразным играм, поддерживайте его желание придумывать и пробовать что-то новое. При необходимости сами организуйте или помогите ребенку организовать новые игры во дворе.

3. Правильному поведению в ссорах

         У маленьких детей редко получается играть без ссор и драк. И это возможность научить ребенка управлять своими эмоциями и действиями.

         Модель поведения в конфликте, что сформируется у ребенка сейчас, потом будет очень сложно исправить. Поэтому внимательно относитесь к конфликтам, учите ребенка правильному поведению и справедливому отношению.

         Обязательно осуждайте с ребенком все его ссоры с друзьями (как это произошло, в чем неправы обе стороны, где он ошибся и почему надо было поступить так, а не наоборот). Дайте ему понять, что не бывает дружбы без ссор, но для ее сохранения важно уметь признавать свои ошибки и вовремя помириться.

         Обсуждайте эмоции и чувства самого ребёнка и предполагаемые чувства других людей.

         Учите ребёнка решать конфликтные ситуации мирным путём на примерах реальных ситуаций, мультфильмов и детских книжек (кто из героев как поступил, к чему это привело, как нужно было по-другому поступить в этой ситуации и т.п.). Например, ссору из-за очередности в игре можно предотвратить с помощью считалочки. Обязательно хвалите малыша, если у него получилось поступить правильно и принять верное решение в ссоре.

      Учите ребенка чувствовать боль другого, сожалеть о случившемся, извиняться, если он неправ, и «возмещать ущерб» от своих неправильных действий (например, отдать свою игрушку вместо специально сломанной или помочь построить заново разрушенный песочный домик). Помогите ребенку подобрать слова извинения или первому заговорить.

Потренируйте малыша в игровых ситуациях отстаивать свои права без агрессии. Научите выражать свое мнение, несогласие, когда ему не нравится ситуация: произносить «мне неприятно, не делай так больше» («мне не нравиться так играть»).

4. Поддерживать отношения

     Привязанность и понятие дружбы у детей до 5 лет еще достаточно мимолетны, объект дружбы часто меняется. Однако этот период «доосознаваемой» детьми дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в дальнейшем вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности.

         Чтобы укрепить интерес ребенка к длительным отношениям, поощряйте его запоминать имена первых друзей, спрашивайте, хочет ли он поиграть с ними снова, выражайте сожаление, если их не окажется на детской площадке, напоминайте, как весело было с ними играть в прошлый раз и т.п. Создавайте условия для дружеских встреч: организовывайте совместные прогулки и игры на детской площадке, приглашайте к ребенку в гости друзей. Постепенно, ваш ребенок будет относиться к знакомым детям, как к людям, которые ему важны, с которыми он хочет играть и дружить.

Возраст с 5 до 7 лет.

555.jpg 

        

     Начиная с пяти лет происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Старшие дошкольники уже не назовут другом каждого, с кем играют. При выборе друга они придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы и объяснить само это понятие. В этот период:

1. Закрепляем правильное понимание дружбы.

       В беседах с ребенком обсуждайте, что такое настоящая дружба, как важно ее сохранять и ей дорожить. Показывайте на примерах героев мультфильмов, фильмов, книг, что дружба – это взаимовыручка, доверие, честность, доброта, щедрость. Спрашивайте ребенка, что именно он понял, что ему понравилось, как бы он поступил в той или иной ситуации.

   Делитесь с ребенком собственным опытом, тем, как складывались ваши отношения со сверстниками в вашем детстве.

         Говорите с ребенком о том, что настоящие друзья – это те, кто всегда поддерживают, искренне радуются вашим успехам и без раздумий помогают в сложных ситуациях, что дружить с кем-то надо не из-за какой-то выгоды, а просто так. И что важно не только иметь таких друзей, но и самому быть настоящим другом. Постарайтесь помочь ребенку усвоить «правила дружбы»: научиться уважать другого человека, доверять ему, сочувствовать, быть внимательным и добрым, уметь договариваться, помогать друг другу, не стремится к превосходству над окружающими, не разбалтывать чужие секреты, честно играть, подавлять собственный эгоизм и жадность.

2. Формируем правильное отношение к друзьям

Постарайтесь донести до ребенка и помочь ему осознать следующее:

1) Несмотря на то, что у друзей много общего, они во многом различны. И крепкая дружба возможна лишь тогда, когда люди признают и принимают различия и не требуют друг от друга одинакового взгляда на вещи. В дружбе каждому важно быть самим собой и уважать чужие потребности. (Например, от того, что Саша не любит играть в футбол, в который нравиться играть тебе, он не перестанет быть твоим другом, ведь у вас есть еще много других общих занятий).

2) Друзья могут злиться, обижаться и ссориться друг с другом. Испытывать отрицательные эмоции от некоторых поступков друзей – это нормально. Но для сохранения дружбы важно обсуждать свои эмоции с товарищем, объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.

3) Друзья могут и общаться играть не только друг с другом. Так как люди бывают в разных местах, встречаются с разными людьми, то и сам ребенок, и его друзья имеют полное право играть, общаться, знакомиться с кем-то ещё и это не означает предательства дружбы. Кроме того, новый приятель со временем может стать и их общим другом.

4) Друг не обязательно может быть только один.         Все люди разные, в каждом мы находим и ценим что-то свое, уникальное, поэтому каждый вносит в дружбу свой неповторимый вклад. Так что дружить можно не только вдвоем, но и втроём, и даже впятером.

5) Другом необязательно должен быть тот, с кем сводят обстоятельства (живешь в одном подъезде или ходишь в детский сад). Друзей мы выбираем сами. Поэтому важно, какие именно качества хотел бы ребенок видеть в своих друзьях и какие есть у него, чтобы стать кому-то другом.

 

Совсем не важно, сколько именно друзей имеет ваш ребенок, как меняется со временем их состав и как сложатся отношения между ними в будущем.

Самое главное, что в процессе дружбы ребенок усваивает ценные навыки человеческого общения.

 

Мазурова Е.В., методист

Алтайского краевого центра ППМС-помощи