Назад

Как научиться отказывать ребенку?

28.12.2022

1.jpg

Как только малыш начинает уверенно осваивать пространство, а происходит это примерно месяцев в 10, необходимо произвести разграничение того, что «можно» и что «нельзя». В этом возрасте ребёнок уже способен понимать несложные инструкции, но не может долго удерживать их в памяти. Первыми в списке «нельзя» стоят действия ребёнка, которые опасны для его жизни и здоровья. Например, нельзя лезть в розетку, играть с проводами, залезать на подоконник, стучать по стеклу.

Обязательно объясняйте детям, почему им что-то нельзя делать, даже если вам кажется, что они вас не понимают. Например, малышу можно сказать, что нельзя лезть в розетку, будет очень больно, при этом используйте подтверждение действием: удержите руку, уведите ребёнка в сторону, или заберите нежелательный предмет. Ребёнку постарше, недостаточно сказать: «Не трогай чайник», лучше сказать: «Отойди от чайника, он горячий, ты можешь обжечься». Дети лучше усваивают правильное поведение, если понимают, что за ним стоит. Конечно ребёнок в этом возрасте не всё понимает и не может усвоить запреты с первого раза. А многочисленные запреты ещё и ограничивают свободу малыша, желание к познанию окружающего мира, воспитывая безынициативность. Поэтому чтобы запретов было меньше и вам не приходилось постоянно одергивать ребёнка, попробуйте создать вокруг него максимально безопасную среду. На розетки лучше поставить заглушки, хрупкие и бьющиеся предметы убрать в недоступное для малыша место, от окон уберите всё, что поможет ребёнку не него забраться, все острые выступающие углы закройте специальными накладками, и так далее.

Требования родителей должны соответствовать возможностям ребёнка, быть доступными для его понимания. Двухлетний малыш может не понять, почему, например, нельзя погладить чужую собаку на улице или отнять игрушку у сверстника, а вот к трем-четырем годам объяснение этого запрета будет ему понятно. Детям до трёх лет трудно понять, что правило может быть общим, они не понимают, что, если не разрешили стучать по стеклу - это значит, что стучать по стеклу вообще нельзя, нигде и никогда. Поэтому наказывать ребёнка за то, что он еще в силу возраста не может понять, бессмысленно. Родителям нужно набраться терпения и повторять одно и тоже по нескольку раз, чтобы ребёнок понял и запомнил. При этом повторять нужно спокойно и уверенно. Чтобы ребенок стал понимать запреты осознанно, родителям понадобится много времени.

По мере взросления ребёнка нужно вносить изменения в запреты. Некоторые запреты останутся в силе, а некоторые не только можно, но и нужно будет отменить - или добавить новые. Главное, что нужно помнить при установлении границ - они должны обеспечивать безопасность, формировать принципы правильного поведения и социальные навыки. Например, если малышу до 3 лет нельзя брать ножницы, то в 4 года его надо научить ими пользоваться, для этого лучше приобрести специальные ножницы с тупыми концами. Иначе оставляя запрет на пользование ножницами, вы будете тормозить развитие ребёнка.

Есть родители, которым тяжело сказать своему ребенку «нет». Некоторые боятся обидеть малыша, другие боятся его негативной реакции. Скорее всего ребёнок будет протестовать, негативно реагировать на ваш отказ или запрет, так как ему трудно, удерживать в себе сильные эмоции, возникшие по поводу запрета, начнет плакать, сердиться и даже закатывать истерики. Такая реакция естественна для ребёнка, который не получил то, что хотел. Родителям необходимо выдерживать такие реакции и правильно реагировать на них. Если вы найдете правильные слова, малыш примет ваши правила. К примеру, можно сказать ребёнку: «Я понимаю, что ты огорчён из-за того, что…» Обозначение и принятие чувств ребёнка поможет ему легче перенести отказ.

Не нужно путать запрет и наказание. Запреты необходимы, родительское «нет» устанавливает границы, необходимые для обучения ребёнка правильному поведению и нормального развития детской психики. Ограничения вносят в мир ребёнка надёжность и стабильность. И родителям просто необходимо вносить в жизнь детей некоторые запреты и ограничения, чтобы со временем они могли запрещать их себе сами, научились отвечать за свои поступки и привыкли к самоконтролю. Дети с правильным пониманием «можно» и «нельзя» в будущем реже страдают от зависимостей и легче выстраивают общение с другими людьми.

Как правильно отказывать ребёнку?

Есть определенные правила, которые нужно знать и придерживаться их:

·      отказывать ребёнку нужно спокойно и уверенно, не давая повода подумать, что возможен другой вариант;

·      формулируйте правила и запреты максимально четко, коротко и однозначно. Не пускайтесь в долгие объяснения, почему вы что-то запрещаете.

·      интонация должна быть эмоционально нейтральной, нельзя говорить повышенным тоном или с улыбкой на лице, информация должна воспринималась, как обычная, которую малыш ранее просто не знал;

·      если ребёнок что-то требует или некорректно ведёт себя в общественном месте, не стоит его поучать при всех. Отведите малыша в сторонку, объясните, почему он должен следовать вашему запрету.

·      говорите с ребёнком на его уровне, глядя в глаза;

·      не уступайте, если возникла негативная реакция, будьте спокойны и настойчивы;

·      не пугайте последствиями в надежде, что ребенок все поймет и послушается вас;

·      будьте последовательными: если сегодня вы что-то запретили, то завтра это тоже нельзя;

·      отказывая, предлагайте альтернативу. Например, если ребёнок просит конфету, предложите ему яблоко или банан, объяснив, что фрукты тоже сладкие, вкусные, а ещё и полезные;

·      родители должны быть единогласны в решении вопроса и придерживаться одного мнения, это не даст возможности малышу манипулировать ситуацией;

·      поощряйте ребёнка за хорошее поведение. Если малыш принял отказ и подчинился, похвалите его, обнимите, сделайте для него что-то приятное. Так вы закрепите правильный поступок.

Если ребёнок, несмотря на разъяснения родителей, снова и снова нарушает установленный запрет, придётся перейти к наказанию. Перед тем как наказывать ребенка, попытайтесь понять причины такого поведения. Это могут быть: чрезмерное количество запретов, непоследовательность, расхождение родительских слов и дел, недостаток родительского внимания. Помните, что наказание (не физическое! да и угол не поможет) должно иметь цель. Прежде всего, это исправление опасного (или недопустимого в обществе) поведения и предотвращение повторения подобных поступков в дальнейшем.  Ещё очень важно, чтобы степень наказания соответствовала тяжести провинности. За плохое поведение ребёнку можно ограничить доступ к привилегиям, но не к правам. Все дети имеют неотъемлемое право на еду, воду, родительскую любовь, свободу передвижения и другие базовые вещи, а вот доступ к телевизору, планшету, телефону - это уже привилегия. Можно оставить ребенка на пару дней без десерта или походов в гости к друзьям.

Спокойная атмосфера в семье, забота, внимание, помощь и участие в жизни ребёнка дают ему ощущение уверенности и защищенности. Ребёнок доверяя родителям, будет прислушивается к их мнению и принимать правила поведения принятые в семье.

Попова Е.А., педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи