Назад

Как привить ребенку самостоятельность?

21.10.2022

111.jpg
  Все родители хотят, чтобы их дети выросли самостоятельными, успешными и уверенными в себе. А что такое самостоятельность? Для многих родителей самостоятельность - это способность ребёнка позаботиться о себе. Малыш должен делать всё быстро и аккуратно, и только то, что ему говорят: «убери игрушки, вымой руки» и т.д.         Стоит отметить, что готовность следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, это не самостоятельность, а всего лишь послушание. Именно привычка «слушаться» взрослых становится одной из главных причин пассивности и безынициативности. Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения.

            Так что же такое самостоятельность?

Самостоятельность это:

1.         Инициативность. Ребёнок хочет помочь вам с уборкой? Дайте ему тряпку. Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите воду. Старайтесь как можно реже отказывать. Чтобы «разбудить» детскую инициативность, предоставьте свободу выбора. Собираясь на прогулку, спросите, куда малыш хочет пойти гулять – на детскую площадку или в парк? Какую шапку он наденет – красную или синюю? Таким образом ребёнок будет учиться принимать решения, думать и действовать самостоятельно.

2.         Ответственность. Родители должны показывать ребёнку возможности, которые у него есть и обсудить последствия, к которым могут привести его действия, а затем дать право самому выбрать, как поступить. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но если, ты не сможешь её потом собрать, то окажешься без машинки. Решай сам.»

3.         Понимание, что успех в любом деле, в первую очередь, зависит от собственных усилий. Нельзя вдруг победить на соревнованиях. Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

4.         Вера в собственные силы очень важна при формировании самостоятельности. Если каждое достижение встречать одобрением, а неудачу — словами поддержки «у тебя получится, я верю», то ребёнок будет стремиться двигаться дальше.

            Самостоятельность начинает формироваться достаточно рано. Главное – вовремя это заметить. Уже со второго года жизни у малыша проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий – «Я сам!». В этом возрасте ребёнок впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, старается подражать взрослым, хочет делать то, что делают родители. Стараясь быть самостоятельным, малыш непременно что-нибудь сде­лает не так и сразу же слышит родительские запреты: не трогай - замараешься, поставь на место – разобьешь, сломаешь, не дорос ещё. Конечно мама может сделать всё быстрее и лучше, но даже при нехватке времени не нужно делать за малыша те дела, с которыми он может справиться сам. Дети довольно быстро понимают, что прикладывать усилия порой и не нужно, взрослые сделают всё сами, и постепенно устраняются из «деловой активности», занимая место пассивного объекта деятельности родителей.

            Терпение – одно из главных качеств, которое потребует родителям при воспитание у ребёнка самостоятельности.

            Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается постепенно, от простого к сложному. Не стоит требовать от ребёнка то, что он не способен выполнить в силу возраста. Например, заправить кровать в три года довольно сложно, а к пяти годам это вполне посильный труд.

            Прививая самостоятельность, родители формируют характер ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достичь какого-либо результата, например, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. А для чтобы достичь результата, надо много тренироваться.

Формирование самостоятельности проходит несколько стадий:

1 стадия - ребёнок наблюдает за действиями родителей;

2 стадия - ребёнок выступает в качестве помощника;

3 стадия - ребёнок действует сам, с помощью взрослого;

4 стадия - ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5 стадия - ребёнок действует самостоятельно.

            Вот несколько правил, соблюдая которые, вы сможете вырастить самостоятельного и уверенного в своих силах человека:

o   Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно.

Многие дети уже с раннего возраста могут сами ухаживать за собой, поэтому стоит научить ребенка важной мысли: «если ты хочешь чего-то — сделай это сам». Особенно это касается просьб «мама подай то», «папа подай это» и т. д. Конечно, это не значит, что Вы постоянно должны отказывать ребенку в помощи, здесь важно отличать «реальные» просьбы, от тех, что вызваны ленью и нежеланием делать что-то.

o   Подавайте личный пример.

Очень важно быть для ребёнка примером. Если в Вашем доме один из членов семьи ничего не делает и постоянно сваливает обязанности на других без серьезной причины, ребенок всегда может взять с него пример.

o   Обеспечьте условия для самостоятельности.

Для того, чтобы учить самостоятельности, надо, чтобы для нее были созданы условия. Если хотите, чтобы ребенок мог, например, помыть посуду, доставая до раковины, найдите специальную безопасную подставку.

o   Научите, как делать, а не делайте сами.

Вместо того, чтобы постоянно делать что-то за ребёнка, объясните ему, как это нужно делать. Это займет больше времени, но, затем Вам не придется постоянно помогать ребёнку в этом. Также это поможет избежать ситуации, когда ребёнок самостоятельно может попробовать сделать что-то и сделает не так.

o   Позвольте ребёнку выбирать.

Многие родители выбирают, что ребёнку есть, какую одежду носить и т. д. Но у детей уже с раннего возраста начинает формироваться собственное мнение, стоит поддерживать их в этом и поощрять делать собственный выбор. Уже трёхлетнего малыша можно спросить, какую шапку он наденет на прогулку – красную или синюю, куда он хочет пойти гулять – на детскую площадку или в парк. Ребёнок должен знать, что он хочет, уметь делать выбор и принимать последствия (если выбрал манную кашу, то и есть придётся манную кашу).

o   Заинтересуйте ребёнка.

Не все дети хотят делать всё сами, особенно это касается каких-то сложных дел. Для того, чтобы хоть как-то замотивировать ребенка, чаще хвалите его за самостоятельность, а если у ребёнка получилось что-то сложное, отпразднуйте это — сходите в кинотеатр или испеките что-нибудь.

o   Запаситесь терпением и дайте ребёнку время.

Все дети очень разные, кто-то схватывает на лету, а кому-то приходится дольше вникать и больше пробовать — ничего страшного, главное - чтобы Вы относились к этому с пониманием и не требовали от своего ребёнка быстрых достижений.

o   Дайте ребёнку возможность ошибаться.

От отношения родителей к детям во многом зависит, смогут ли они стать уверенными в себе и зрелыми личностями. Ребёнка очень легко ранить, достаточно посмеяться над какой-то неудачей, обозвать, накричать и т. д. Малыш может не только расстроиться и замкнуться, но и потерять уверенность в свои силы и перестать пытаться сделать что-то самостоятельно.

            Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня (подъем, умывание, уборка кровати, завтрак, прогулка и т.д.), структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время.

222.jpg

Попова Е.А., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи