Назад

Что делать, если ребенок ленится?

08.04.2021

«Леность детей - это одна видимость, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее попристальнее - и она исчезла»

(русский педагог Петр Каптерев)

123.jpg

 Психологи утверждают, что детей ленивых от природы не существует.

Прежде чем заявлять о том, что ваш ребенок лентяй, постарайтесь пройтись по пунктам и зафиксировать что происходит с ним на самом деле. Лень как самостоятельное явление не существует.

Она является следствием отсутствия мотива или цели в том случае, если ваш ребенок на данный момент здоров, владеет достаточно сформированным навыком в данной сфере деятельности, эта деятельность подходит ему по типу темперамента.

Что мы часто выдаем за леность ребенка:

- когда ребёнок не здоров;

- неумение, отсутствие навыков;

-резко выраженные проявления темперамента;

- завышенная оценка талантов и способностей ребенка.

 Рекомендации родителям

1. Если ваш ребенок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учебы и так далее, попытайтесь понять, по силам ли ему в принципе предъявляемые вами требования. Соотнесите то, что вы от него требуете с его возрастом и способностями.

2. Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым? Пожалуйста, не забывайте это делать. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не замечает и не оценивает. Хвалите не самого ребенка, а то, как он выполняет ту или иную деятельность. Например: «Ты отлично написал диктант!»

3. В тех случаях, когда учителя говорят о внезапно возникшей лени вашего ребенка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать его. Возможно, именно сейчас он нуждается в помощи (психологической, медицинской, дополнительных занятиях или, наоборот, освобождении от учебы, наконец, просто в ваших советах или поддержке), а лень - сигнал бедствия, который вам необходимо заметить. Заметив, проконсультируйтесь с психологом, педагогом. Простройте алгоритм действий в случае, когда ребенку действительно требуется помощь врача или психолога.

4. Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с «надсмотрщиком». Не применяйте угроз и шантажа в воспитании ребенка. Находите компромисс.

5. Не спекулируйте способами познания. Иногда родители могут сказать ребенку: «Не помоешь полы, будешь читать книгу 3 часа подряд». Такие высказывания родителя формируют у ребенка нелюбовь к чтению и познанию в целом. Ищите способы поощрения, а не наказания.

6. Лень не появляется ниоткуда. Если вы никогда не приучали ребенка к режиму, к самостоятельности, к порядку, то вдруг это в 12-13 лет не появится само собой. Формируйте навыки своевременно и на собственном примере.

7. Иногда ленитесь вместе с ребенком. Просто отдыхайте, лежите вместе на диване, смотрите телевизор в выходные или в один из вечеров. Дайте ребенку понять, что делу время- потехе час. Если вы слишком высоко ставите планку ребенку в его степени ежедневной занятости, он может просто не выдержать и сгореть

8. Вспоминайте чаще себя в детстве и подростковом возрасте. Зафиксируйте в своей памяти моменты, когда вы чувствовали леность. Найдите причину. Проанализируйте как это схоже с леностью вашего ребенка.

9. Тривиальный совет, но реально действующий - любите и принимайте своего ребенка и тогда будет легче его понимать.

 

Подготовила Заречнева Елена Ивановна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи