Назад

Дети и гаджеты

26.05.2021


Дети и гаджеты

(Влияние гаджетов на развитие речи ребенка младшего школьного возраста)

2222222.jpg

В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазинах и даже на улице. Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили свое первоначальное предназначение средств связи и вычислительных машин. Теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение этих устройств. Функции гаджетов как средств коммуникации тоже изменились — они используются не столько для передачи речевых сообщений, сколько для общения в социальных сетях.

Но при этом очень важно осознавать опасность, которую приносят электронные устройства, попадая в руки детей практически с рождения, но в то же время они являются неотъемлемой частью современного школьника, особенно при поступлении в школу.

В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка, при частом пользовании ребенка гаджетом формируется «клиповое» сознание: дети не могут воспринять информацию на слух, у них слышимые предложения не складываются в единый текст. При чтении та же ситуация: отдельные слова и короткие фразы не объединяются в связный текст, появляются трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

  7777.jpg

По этой же причине младшим школьникам трудно читать. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате дети не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и телефонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх. Так же происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

66666.jpg

Как итог, дети после «воспитания» гаджетами и телевизором становятся самодостаточными. Им не нужен внешний мир, родители и другие дети… Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в формировании личности ребёнка, перестают влиять на него. «У детей, находящихся в зависимости от гаджетов, разрушается культурный, социальный код. Дети становятся самодостаточными, они не нуждаются в родителях, в окружающем мире, культуре.

Взрослые должны тщательно дозировать время, выделяемое для детей на гаджеты и телевизор, и не подменять экраном реально общение со своими детьми.

 

 

 

Составитель: Новикова Юлия Анатольевна, учитель-логопед ЦПМПК

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 

Материалы подготовлены на основе источников:

Минияров В.М. Педагогическая психология: учебное пособие/ М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008-288 с.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева. // ред.Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

Джордан Шапиром / Как подготовить детей к будущему, которое едва можно предсказать// ред. Е. Кудрявцева.- РБК Пульс, 2015. -406 с.

Адам, Алтер / Не оторваться. Почему наш мозг любит все новое и так ли это хорошо в эпоху интернета /Адам Алтер.- Москва: Эксмо,2019.-352 с.