Назад

Как научить младшего школьника управлять своими эмоциями

09.10.2020

slide-2.jpg

Известный американский психолог Э. Берн высказал как-то мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка фор­мируется эмоция, которая будет преобладать в его жиз­ни. При этом ребенок как бы экспериментирует, поочередно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга или радости. На что-то он не обращает внимания, что-то с не­годованием отвергает, но что-то из этого набора работает и дает свои результаты. Наиболее значимыми для этого воз­раста являются эмоции страха, интереса и радости.

Ведущий страх этого возраста - страх «быть не тем», страх несоответствия общепринятым нормам по­ведения, требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Страх несоответствия произрастает из несформированного у ребенка умения оценивать свои поступки, с точки зрения нравственных предписаний, которое лежит в основе формирующегося чувства ответственности.

Небольшой обзор…

Подавленность, напряжённость, стресс, неуверенность могут стать одним из источников детской агрессивности в младшем школьном возрасте. Агрессия в данном случае - нецивилизованная, асоциальная защита от чувства тревоги. Есть, например, дети, которые убегают от сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Они прибавляют себе уверенности, ругая других. Как только они почувствуют, что кто-то им угрожает, бросаются в атаку. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных держаться от них подальше. Они не могут ни с кем подружиться – но требуют внимания, признания, дружбы остальных силком, навязываются, обижают других, дерутся.

В данном случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги и неуверенности (скрытый семейный конфликт, школьные перегрузки, «груз» родительских амбиций, скрытое чувство вины за допущенный проступок, в котором ребёнок не признался и др.) и обретении новой уверенности.

Порой агрессивное поведение появляется у младших школьников тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию. В общем, если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей.

Что же делать? Нужно отдыхать в движении. Но не следует думать, что достаточно набегаться до упаду, чтобы достичь желанной разрядки. Не поможет включение ребёнка в спортивную секцию с определённым режимом и распорядком, где нагрузка и отдых будут определяться кем-то извне. Помощь такому ребёнку заключается в том, чтобы дать ему самому регулировать нагрузку и отдых – и тем удовлетворить свою потребность в движении, а также заняться интересующим его делом. Короче говоря, он должен поиграть!

Поведение импульсивного ребёнка может стать причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для него самого, но и для родителей. Импульсивные дети реагируют на происходящее не задумываясь, часто неадекватно, а иногда эта реакция может быть даже деструктивной (разрушительной). Они не умеют планировать что-то заранее, взвешивать альтернативы, возможные последствия или отсрочивать немедленное исполнение своих намерений и желаний.

Импульсивным детям можно помочь изменить своё поведение. Через посредство «внутреннего разговора с собой» их можно научить притормаживаться, размышлять, что-то прикидывать или планировать, прежде чем реагировать.

И ещё следует упомянуть о таком ярком проявлении демонстративности, как шутовство. Дети-клоуны, дети-шуты – редко какой класс обходится без них. Они кривляются, паясничают, громко хохочут, выкрикивают глупости…

Самое главное – понять природу шутовства, его скрытую мотивацию. Она, конечно, связана с определёнными особенностями характера. Но у ребёнка невротического склада суть, как правило, сводится к чувству непризнанности, недооценённости. И это накладывается на некую врождённую склонность к шуткам, юмору, гротеску.

Чего хотят родители? Вдумчивости, спокойствия, а главное – серьёзного отношения к жизни. То есть как раз всего того, что не свойственно его характеру. Ребёнку-шуту следует дать понять, что его кривляние – это скрытый актёрский дар, только всему этому нужно найти правильное время, место и обстоятельства. Лучше поискать драматический кружок, кукольную студию, что-то связанное с эксцентрикой, акробатикой, фокусами. Но признав за ребёнком много достоинств, нужно задать ему жёсткие рамки, хотя и не сразу. Сначала разрешать ему выступать первым, но одновременно стараться внушить, что хороший актёр должен быть вежливым и терпеливым зрителем. Потом его выступление постепенно отодвигать, превращая в награду за терпение.

 

Самое важное и трудное…

Если детская агрессивность становится всё выше, всё заметнее, следует задуматься над профилактическими мерами.

Как воспрепятствовать её росту?

- Предоставить детям как можно больше возможностей интересно и с пользой дела потратить избыток энергии.

- Сделать всё, что в наших силах, чтобы избавить ребят от длительных стрессов, тревоги и неуверенности.

- Устроить жизнь в семье таким образом, чтобы дети росли с уверенностью в том, что их любят, они кому-то нужны, могут в любую минуту положиться на близких.

- Чтобы помочь ребёнку справиться с современными нагрузками, можно использовать упражнения, направленные на решение задач психоэмоционального характера и поддержание душевного благополучия ребёнка:

·          «Бокс» (для мальчиков) – для снятия зажимов в теле и сброса негативной энергии. Перед выполнением упражнения детям следует объяснить, что в жизни бывают ситуации, когда кто-то может разозлить, и появляется желание ударить этого человека. Хороший способ избежать этого, а также дать выход злости и агрессии – боксирование. Предлагается вспомнить подобный случай и ударить по «груше» несколько раз правой и левой рукой (необходимы по 2 – 3 подхода).

·          «Капризки» (для девочек) – цель та же, что и при выполнении упражнения «Бокс». Лёжа на мате, бить по нему руками и ногами, желательно с криком. После выполнения этого упражнения склонность к капризам у девочек снижается.

·          «Катание на покрывале» - направлено на коррекцию страха высоты, замкнутого пространства, а также развитие доверия. Выполняется двумя взрослыми.

·          «Катание на фитболе» - для полного расслабления. Упражнение выполняется под релаксационную музыку.

·          «Кричалки – топталки». Дети берут в руки пластиковые одноразовые стаканчики. Подносят их ко рту и, изобразив злость, «выкрикивают» её в стаканчик. Затем ставят его на пол вверх дном и топчут ногой.

- Дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию (проводятся совместно со взрослым) с целью ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности. Эффективным приёмом является подключение к дыхательному упражнению визуальной и сенсорной систем: «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии.

Помните, что похвала и поощрение даже за незначительный прогресс поведенческого или иного характера укрепит в ребёнке уверенность в себе и поощрит его на дальнейшие перемены к лучшему.

Тезаурус

Демонстративность - качество личности, которое выражается в проявлении навязчивого желания привлечь к себе внимание какими-либо внешними проявлениями эмоциональности, поступками, которые выставляются на всеобщее обозрение.

Шутовство - склонность паясничать на потеху другим, кривляться, балагурить и зубоскалить. 

Импульсивность - черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний.

Агрессивность - это целенаправленное деструктивное поведение личности, противоречащее правилам/нормам сосуществования в социуме в виде физического воздействия на одушевленные/неодушевленные объекты или нанесение морального вреда, вызывающее у них широкий спектр негативных переживаний.

 

Литература:

1.       Абрамова Г. С. Развитие навыков общения младших школьников со взрослыми и сверстниками //Психолог в начальной школе. Под ред. Т. Ю. Андрющенко. Волгоград, 1995.

2.       Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3.       Бретт Д. “Жила-была девочка, похожая на тебя...”: — М.: Независимая фирма “Класс” — “Библиотека психологии и психотерапии). Онлай Библиотека http: //www.koob.ru

4.       Краснопольская Л.Б., Лазуткина В.В., Февралёва О.С. Профилактика психоэмоциональных нарушений у детей на занятиях физкультурой // Справочник педагога-психолога – 2011 - №02. С.58 – 66.н

5.       Матейчек З. Родители и дети: Кн. Для учителя: Пер. с чеш.- М.: Просвещение, 1992.- с.165 – 167.

Медведева И., Шишова Т. Не надо клоунады!//Учительская газета - 23 сентября 1997г. - №38.

 

Черепанова О.П., старший преподаватель кафедры социализации и развития личности КАУ ДПО АИРО имени А.М.Топорова