Назад

Как воспитать самостоятельность у ребенка

28.12.2022

1.jpg

Бесспорно, все родители мечтают, чтобы их дети выросли ответственными, самостоятельными людьми, которые умеют делать выбор, принимать решения и,  в целом, управлять своей жизнью.

Но как сделать это правильно?

Взрослея, ребенок познаёт мир вокруг себя, он естественным образом стремится к независимости. Шаг за шагом он осваивает все навыки, которые понадобятся ему, чтобы жить одному, учиться, работать, дружить, заводить семью и реализовывать мечты. Беспокоясь за безопасность ребенка, опасаясь, что самостоятельно ребёнок не справится с возможными проблемами,  некоторые родители ограничивают свободу действий детей даже в довольно взрослом возрасте. Такая особенность воспитания чревата сложностями в личностном становлении ребёнка: человек, которого чрезмерно опекали в детстве, рискует вырасти нерешительным и безынициативным.

Можно ли приучить детей к самостоятельности?

Далеко не каждый ребёнок склонен сам проявлять инициативу в выборе досуга, садиться за уроки без родительского напоминания или предлагать помощь в домашних делах.

 Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять.

А самостоятельность  это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей.

Задача родителей объяснить, дать понять ребенку, что с этими умениями  будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Сын или дочь должны осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Родители в силах приучить ребёнка к ответственности за свои поступки, поддерживать его в стремлении к автономии и освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни. 

Детям, также как и нам, взрослым, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Важно помнить

Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но подготовиться к этому периоду стоит заранее. Как это можно сделать, - познакомить ребёнка со спектром дел, которыми занимаются взрослые, рассказать ему, что такое обязанности и ответственность, передать знания, которые позднее ребёнок сам освоит на практике. 

Если вы хотите научить детей самостоятельности, ни в коем случае нельзя допускать резких переходов в своём поведении. Не стоит ограждать ребёнка от мира обязанностей и взрослых забот, ожидая, что он сам однажды освоится со всем, когда вырастет. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше чрезмерной опеки - и то, и другое оставляет ребёнка неподготовленным к взрослой жизни.

Очень важно подготовить ребенка к самостоятельности. Пока он ещё не может сам освоить какой-то навык, важно рассказывать и наглядно показывать ему, как это делается. Комментируйте свои действия во время приготовления ужина, берите ребёнка с собой в магазин, объясняя, как вы собираете продуктовую корзину. Позже попросите ребёнка помочь вам. Определите для него небольшое задание, которое он теперь будет выполнять регулярно, например, мыть овощи для салата или разбирать покупки. 

Постепенное увеличение дистанции между вами и ребёнком должно происходить с оглядкой на его психологический комфорт. Необходимо предоставлять детям ровно столько свободы, сколько им требуется для реализации своих потребностей без родителей. Если ваш ребёнок пока не готов и просит помощи, не отказывайте ему. Лучше предложить выполнить работу вместе, чтобы он ощущал родительскую поддержку.

Самостоятельность ребёнка можно развивать во разных сферах его жизни

Домашнее хозяйство

2.jpg

·                     Объясняйте ребёнку, что его домашние обязанности - это помощь. Многим детям проще и приятнее убираться дома, осознавая, что они этим выручают родителей. 

·                     Обсуждайте с ребёнком, что, взрослея, человек получает больше свободы выбора и больше ответственности, -  в том числе за то место, где он живет. Бытовые вопросы должны ассоциироваться у детей не с ненавистной повинностью и требованиями родителей, а с приобщением к миру взрослых.

·                     Предлагайте выбор между разными обязанностями, чтобы ребенок сам решил, чем хочет заниматься, - поливать цветы, мыть посуду или выгуливать собаку. 

·                     Не загружайте ребёнка множеством поручений. Важно, чтобы это были посильные задачи, к которым он подключается постепенно. Не стоит добавлять больше одной крупной обязанности в год.

Учебная деятельность

3.jpg

·                Помогайте с уроками тогда, когда ребенок сам об этом просит. В первом классе лучше проверять домашнее задание, потому что дети в этом возрасте ещё не умеют самостоятельно оценивать выполненную работу, но присутствовать при выполнении уроков совсем необязательно и даже вредно.

·                При выполнении домашних заданий, дайте сыну или дочери возможность сделать всё так, как им кажется правильным, даже если вы сразу понимает, что это неверно. Путём проб и ошибок дети учатся, а положительное подкрепление при исправлении собственных ошибок помогает младшему школьнику стать увереннее в своих знаниях, смелее экспериментировать и относиться к учёбе творчески, с интересом.

·                Выстраивайте общение с ребёнком так, чтобы при необходимости, он всегда мог обратиться к вам за помощью, в том числе - по учебным вопросам. Иногда вещи, которые нам кажутся простыми, могут быть сложными для ребёнка, который сталкивается с ними впервые в жизни.

·                Часто дети, привыкшие к внешнему контролю, просто не верят, что у них получится сделать что-то в одиночестве. Поэтому все моменты выполнения домашнего задания обсудите, дайте ребёнку самостоятельно попробовать сделать уроки, при этом оставаясь рядом.

Самостоятельное передвижение по населенному пункту

4.jpg

·                К концу начальной школы большинство детей уже могут ходить на небольшие расстояния без родителей, например, в школу, а некоторые пользоваться общественным транспортом. Это напрямую связано от места жительства и возможностей родителей.

·                Чтобы не волноваться за ребёнка, важно с самого раннего детства объясняйте ему правила дорожного движения и безопасности в общественных местах, соблюдайте правила сами. Водите ребёнка только безопасным путём – таким, по которому вы доверили бы ему ходить без вас.

Принятие решений

5.jpg

·              Предоставляйте ребёнку возможность выбора из нескольких предложенных вами вариантов (наиболее оптимально 2-3). Так и ребенок почувствует вкус определенной свободы, и вы будете спокойны, что он примет решение, не выходящее за границы вашей дозволенности.  Например, позвольте ребенку решить, через какое время он приступит к выполнению домашних обязанностей, спросив при этом: «ты помоешь посуду через 20 минут или 15?». Или дайте возможность ему самому установить порядок выполнения домашних заданий: пусть он решит, какой предмет будет делать сначала, а какой потом. Навык принятия решений формируется тогда, когда у ребенка есть возможность выбирать что-то в самых разных аспектах своей жизни. 

·                Аргументируйте, принятое вами родительское решение, затрагивающее интересы ребенка. Так у сына или дочери складываются причинно-следственные связи, и он учится принимать рациональные решения. 

·                Предоставляйте ребёнку пространство для совершения ошибки - в пределах безопасной среды. Не ругайте за промахи и неудачные решения, лучше поддержите и обсудите, что можно было сделать иначе.

Развивая самостоятельность у ребенка, расставляйте приоритеты: в любом случае, отношения важнее навыков. Если для формирования навыка родитель кричит, хватается за ремень, то навык, может, и сформируется, но доброжелательной, доверительной атмосферы в семье точно не будет.

Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнить сам, если делать дело с ним, а не за него.

Сартакова А.В.,

педагог-психолог АКЦ ППМС-помощи