Назад

Свободу ребенку или о пользе границ

16.06.2021

10.jpg

Дети разного возраста и пола имеют различные интересы и потребности. Несмотря на различия, они имеют одни и те же права. Но, как и у взрослых, у детей также имеются некоторые обязанности. Право ребенка заканчивается там, где начинается право другого ребенка или взрослого. Это означает, что права имеют границы, и ребенок должен научиться видеть их, понимать то, за что он отвечает. Если у ребенка нет представления о своих границах и где проходят границы других людей, то в будущем у него могут возникнуть сложности в отношениях с окружающими.

В семье рано или поздно родители сталкиваются с вопросом, как и когда установить границы для своего ребенка. И чем раньше это сделать, тем лучше. Но далеко не всегда мама и папа правильно понимают, что именно нужно запрещать, в какой форме, каким должно быть наказание за нарушение запретов, и нужно ли оно вообще. Родители переживают о том, как правильно устанавливать границы, чтобы это не сказалось отрицательно на психологическом развитии детей, зачем нужны вообще какие-либо ограничения. Для понимания родителями нужности/ненужности границ следует разобраться в этом вопросе.

Установление границ может способствовать, во-первых, гармонии взаимоотношений между родителями и ребенком, во-вторых, обеспечивает его безопасность, формирует принципы правильного поведения и социальные навыки, в-третьих, правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса. Также установление границ помогает ребенку научиться навыкам саморегуляции и самоконтроля. 

Основополагающей сущностью границ, выставляемых для ребенка, да и воспитания вообще, – можно считать установление равновесия между свободой и ограничениями. И категоричные границы, и вседозволенность - это две крайности, баланс которых помогут установить взрослые.

Родителю следует помнить о том, что проблемы неумения ребенка осознавать свои границы, может привести к определенным проблемам в его развитии, а именно к низкой самооценке, зависимости от родителей (когда ребенок не умеет настаивать на своем, не может сам принимать решения и брать на себя ответственность), неспособности сказать «нет» и т. д.

Из вышесказанного следует, что устанавливать границы для ребенка могут те родители, которые имеют свои собственные. Если они есть у взрослых, проблем с границами у ребенка может и не возникнуть. Но, если родитель испытывает трудности установления своих границ, можно использовать простые и полезные правила, которые помогут сформировать их у ребенка.

· Для того чтобы ребенок с возрастом научился уважать личные границы других людей, он должен уметь ставить себя на их место. Это начинает происходить примерно к шести годам, когда у ребенка созревают доли мозга, отвечающие за контроль. Примерно тогда же появляется самоконтроль. Поэтому, когда мы устанавливаем правила или запреты, мы должны понимать, в состоянии ребенок их соблюдать или нет.

· Если мы требуем от ребенка соблюдения личных границ других людей, мы должны быть уверены, что сами их соблюдаем. Ведь ребенок не узнает, что нельзя брать чужие вещи, если все, «кому не лень» при этом берут его вещи, не поймет, что нельзя заходить в чужую комнату, если мы сами нарушаем это правило по отношению к нему.

· Нужно помнить, что мы с ребенком не равны. Невозможно быть по разные стороны границы со своим ребенком. Наша основная задача – это защита ребенка и забота о нем. И у нас с ним, в каком-то смысле, общая граница.

· Ребенок не научится соблюдать личные границы, если в семье родители скандалят, оскорбляют друг друга. Во избежание этого, нужно пересмотреть порядки в своей семье. Если родители позволяют себе нарушать личные границы ребенка, преуспев в физическом или эмоциональном давлении, и при этом в семьях запрещено открыто выражать свое несогласие с необходимостью что-то сделать, а нежелание каких-либо действий не приветствуется, то ребенок уйдет в пассивную агрессию. Поэтому говорить с ребенком о личных границах, когда у самих взрослых еще ничего не налажено, не стоит.

· Очень важно помнить, что идея границ служит для того, чтобы минимизировать конфликты. Если устанавливать границы между ребенком и взрослым, то нужно делать это не с позиции равных. Взрослые с ребенком не равны. Поэтому и ответственность за установление правил лежит на родителях. Заботливому взрослому стоит задуматься, справедливы ли они, готов ли ребенок их соблюдать. Родитель – в роли мудрого правителя должен постоянно эти правила «подкручивать» и следить за их соблюдением.

· Слово «нет» - один из основных способов установления границ. Следует научиться отказывать своему ребенку, т.к. не все то, чего желает ребенок для него действительно необходимо и полезно. К тому же, ребенок сможет осознать, что не все в жизни можно получить, щелкнув пальцами, порой необходимо потрудиться для того, чтобы получить желаемое. И наконец, это научит ребенка считаться с желаниями и потребностями других людей.

Формирование границ процесс длительный и трудоемкий, но это того стоит, ведь человек, который не умеет отстаивать собственные границы, как правило, не видит и чужие. И очень важно уже сейчас представить своего ребенка отдельной личностью, со своими мыслями, чувствами и желаниями. Если границы будут обозначены правильно и своевременно, то ребенку станет понятно и очевидно — что от него требуется и как ему себя вести. Первыми людьми, которые научат ребенка любви к себе, уважению чувств, интересов других людей и станут родители.

 

 

 

Составитель: Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Источники:

Генри Клауд, Джон Таунсенд «Дети: границы, границы …», М. – 2001

Лекция Л. Петрановской «Как выстроить границы со своими детьми и научиться их уважать».