Назад

Застенчивый ребенок: воспитываем уверенность в себе

14.12.2021

544333.jpg

Что чувствует человек, которого принято считать застенчивым? Некоторые ощущают лишь легкую неуверенность в общении с другими людьми, их легко смутить. Другие откровенно робеют. Но гораздо хуже, когда человек начинает испытывать самый настоящий страх перед общением с людьми и совсем избегает социальных контактов.

Застенчивость — это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. Человек становится чрезмерно чувствительным к неприятию его окружающими, вследствие чего возникает желание избегать людей или ситуаций.

Застенчивость для ребенка чревата некоторыми неблагоприятными последствиями:

- возникает боязнь общения с новыми людьми;

- застенчивость не дает человеку бороться за свои права, выражать свое мнение;

- часто застенчивость является причиной того, что человек занят исключительно собой, своими переживаниями и не уделяет внимания окружающим его людям, невнимательно слушает, о чем ему говорят;

- застенчивые люди не способны четко мыслить и ясно излагать свои мысли;

- негативные переживания —беспокойство, низкая самооценка, одиночество, как правило, сопровождают застенчивость;

- застенчивые школьники, больше чем другие, подвержены влиянию (чаще негативному) со стороны ровесников;

- застенчивые дети не любят задавать вопросы, они не любопытны и не просят помощи у учителей или одноклассников, если у них возникают проблемы в учебе;

- часто застенчивость препятствует дружбе ребенка с его ровесниками, это пагубно сказывается на его эмоциональном здоровье.

Во избежание возникновения таких последствий еще с раннего возраста в ребенке можно заложить прочный фундамент веры в себя и свои силы. Происходит это через прикосновения. Дети, чьи матери удовлетворяли их эмоциональные потребности в ласке и телесном контакте, а также их физические потребности, всегда чувствуют себя в безопасности. Ведь ребенка еще с самого рождения очень часто носят на руках и всегда реагируют на плач малыша, пытаясь его успокоить и приласкать. Сила прикосновения позволяет нам почувствовать близость с другими людьми и является профилактикой застенчивости. Не стоит думать, что, подрастая, дети уже не нуждаются в прикосновениях. Даже в школьном возрасте через объятия, телесный контакт ребенок будет чувствовать теплоту и поддержку близких.

С детьми нужно обязательно разговаривать. Даже если разговаривать с маленьким ребенком, петь ему — это заложит в него определенную программу коммуникабельности. И когда ребенок сам начнет говорить, его способность и желание общаться будет во многом зависеть от того, как слушают и отвечают ему взрослые. Для того чтобы и дальше сохранить коммуникабельный настрой ребенка, нужно придерживаться следующих правил:

1. Нужно позволять детям свободно выражать себя и свои мысли, всегда поощрять их желание высказать свое мнение, научить свободно говорить о том, что им нравится, а что не нравится.

2. Необходимо учить детей выплескивать свой гнев наружу. Это особенно важно, поскольку большинство застенчивых людей не умеют правильно себя вести в случае, если их охватывает чувство гнева. Если разрешать ребенку выражать свою злость (только не через разрушающие способы освобождения от негативных чувств), он не станет копить эмоции внутри себя, а, следовательно, научится отстаивать свои права и станет более уверенным в себе человеком.

3. Ребенка нужно учить прямо говорить о своих чувствах, например, «Мне грустно» или «Я счастлив» и т.д. Полезно вовлекать ребенка в разговоры, но не стоит заставлять участвовать в них силой.

Застенчивым людям свойственно любую неудачу воспринимать на свой счет. Если им в чем-то отказывают, они тут же делают вывод: «Я ей не нравлюсь», «Я ему не подхожу», «Они не хотят меня видеть». Частично в таком восприятии жизненных реалий виновата установка, которую многие усваивают в детстве, и которая заключается в том, что любовь и уважение по отношению к ним всегда зависят от их поведения. Ребенку нужно дать понять, что вы не одобряете его какой-то нехороший поступок (что он неприемлем или даже непорядочен), но ни в коем случае не допускать, чтобы ребенок думал, что вы негативно оцениваете и не принимаете его самого. Другими словами, ребенок должен знать, что его любят и что родительская любовь не зависит ни от чего, она постоянна и неизменна, т.е. безусловна.

Каждый раз, когда у родителя возникает желание сказать своему ребенку нечто неприятное, нужно помнить о тесной связи между самооценкой ребенка и застенчивостью. Особенно осторожно нужно выбирать выражения, разговаривая с ребенком в присутствии его сверстников.

Время от времени взрослым можно анализировать характер своей любви к ребенку: знает ли ребенок, что они любят его всегда и независимо от внешних обстоятельств? И, конечно, нужно критично относиться к своим ожиданиям. Не слишком ли они завышены? Может быть, родители относятся к ребенку, как к «маленькому взрослому», и требуют от него невозможного? Или, напротив, предъявляют к нему слишком низкие требования, обращаясь как с маленькими, несмотря на то, что он уже вырос.

Дети взрослеют и начинают понимать, что у людей может возникать негативное отношение к другим только из-за того, что тот принадлежит к определенному классу. Это, в свою очередь, укрепляет ребенка во мнении, что мир является своего рода судилищем, где каждый в любую минуту готов осудить другого. Как следствие, ребенок начинает испытывать определенный страх перед людьми, которые могут по той или иной причине осудить его. Ребенка необходимо учить доверять окружающим, уважать чувства других. Поэтому, в присутствии ребенка взрослым необходимо избегать резких суждений в адрес своих недоброжелателей или просто «нехороших» людей.

Взрослые должны быть внимательны к своему ребенку и не пропустить то время, когда ребенок уже сможет справиться с определенной долей ответственности за себя. Нужно дать ему эту возможность. Начинать лучше с предоставления ребенку возможности самому заботиться о себе. Можно привить ребенку чувство ответственности и самостоятельности (повышая тем самым самооценку), побуждая его самостоятельно одеваться (самому выбирать, что он наденет сегодня, убирать свою одежду на место), самостоятельно наводить порядок в своей комнате, в своих учебных принадлежностях, игрушках, самому заправлять постель, делать уборку в своей комнате, стирать свои вещи, самостоятельно добираться до кружков, секций, больниц и т.д. Обязательно нужно давать ребенку возможность чувствовать свою пользу в доме. Стоит подумать какие из домашних обязанностей он вполне мог бы взять на себя. Еще лучше, если родители совместно с ребенком будут выполнять работу по дому, постепенно полностью поручив их выполнение ребенку.

Также дети учатся ответственности и самостоятельности, когда они отвечают за других людей. Например, им можно поручить заботу о младших братишках и сестренках, пусть помогают им выполнять домашнее задание и работу по дому. Помимо всех остальных преимуществ, ответственность за других людей является надежной защитой от излишней застенчивости. Ведь концентрируя свое внимание на других людях, ребенок таким образом отключаются от своих собственных внутренних проблем.

Застенчивость является точно таким же препятствием, как и любые физические недостатки, на пути получения новых знаний. Большую часть времени застенчивые дети заняты негативными, беспокойными мыслями и страхами. Из-за высокой концентрации на своих внутренних переживаниях они не могут уделять должного внимания процессу получения новой информации, застенчивость снижает темпы переработки новой информации в голове у ребенка. Поэтому для родителей крайне важно понимать возможное влияние застенчивости на детские способности и мотивацию к обучению.

Если вы о чем-то спрашиваете ребенка, дождитесь ответа, не отвечайте на вопрос сами. Требуя от ребенка слишком быстрых ответов, вы лишаете его желания тщательно подбирать слова и формулировать свои мысли. Научите ребенка смотреть в глаза собеседнику, внимательно слушать собеседника, говорить громко и четко во избежание недопонимания. Ребенку следует показать, как вежливо прерывать или вмешиваться в разговор, если это необходимо, с помощью таких выражений, как «Простите», «У меня возник вопрос».

У ребенка полезно развивать чувство юмора, обращать его внимание на смешное, чтобы он мог с улыбкой взглянуть на свои страхи и сомнения. Если это необходимо, то можно «подружить» своего застенчивого ребенка с младшими детьми — общение с ними поможет ему приобрести необходимые навыки общения и уверенность в себе.

В целом, действия взрослых должны заключаться в том, чтобы улучшить умение ребенка общаться с окружающими, избавить его от страха перед оценкой со стороны других людей, повышать его самооценку и укреплять уверенность в том, «что его любят несмотря ни на что».

 

 

 

Составитель: Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Источники:

Застенчивый ребенок/Филипп Зимбардо, Ширли Рэдл;пер. с англ. Е. Долинской. - М.: ACT Астрель, 2005. - 294 с.