Назад

Как реагировать на «колючее поведение» подростка

21.04.2021

12.jpg

В современном темпе жизни родители не успевают заметить, как быстро взрослеют дети, а иногда и не хотят признавать взросление. Часто подростковый кризис детей застает родителей врасплох и в одно прекрасное утро они обнаруживают колючего ежика-подростка вместо мягкого и послушного зайки-младшего школьника, совершенно не понимая, как жить с этим колючкой. Итак, как же реагировать на колючее поведение подростка:

 

Не мешать взрослению

Многое из того, что так пугает родителей, является нормой развития в подростковом возрасте. Например, негативизм (отрицание всего и вся), протестное поведение, оппозиция взрослым, стремление защищать свое личное пространство. Природа не придумала другого пути для взросления детей, все мы становимся взрослыми только через конфликт с миром взрослых. Именно поэтому нельзя мешать взрослению. Пытаться бороться с нормальными проявлениями подросткового кризиса, значит бороться с развитием собственного ребенка.

Выход один: медленно выдохнуть и принять как факт, что ваш ребенок уже не ребенок вовсе, а подросток, для которого колючее поведение в сущности является нормой.

При этом не стоит паниковать, если вы не замечаете вышеперечисленных симптомов у своего чада. Их интенсивность и частота зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка, ситуации в семье и других факторов. У одних подростковый кризис протекает бурно и ярко, у других тихо и спокойно. И то, и другое совершенно нормально.

 

Не забывать про привязанность.

Холодные и отстраненные с одной стороны, наши подростки внутри очень ранимы и очень нуждаются в поддержке и принятии (безусловном разумеется). И эта их особенность ярко и наглядно показывает важность соблюдения границ и укрепления привязанности. Стратегию родительского поведения можно сформулировать примерно так «Я рядом, но я не вмешиваюсь без твоего согласия! Я вижу тебя, я слышу тебя, я готов помочь!». Помните, что холодность и отстраненность для подростков являются нормой и носят показательный характер, не принимайте их как что-то личное и уж точно не отвечайте подростку тем же.

 1234.jpg

Уважение к личным границам и проявления привязанности будут лучшими помощниками в построении конструктивных отношений с подростком.

 

Не принимать поведение как личное оскорбление.

Но ведь он же хамит! Совсем совесть потерял! Да, к сожалению учась быть взрослыми наши подростки часто делают нам больно своими словами. В таких ситуациях они не ставят перед собой цель ранить близких людей, а демонстрируют свою взрослость, как бы встают на одну ступеньку со взрослым оппонентом в споре.

Следовательно задача родителя дать пример нормального взрослого поведения в конфликтной ситуации, а это значит, что нужно научиться самому для того, чтобы научить этому подростка.

 

Итак, что можно, а чего нельзя делать в отношениях в подростком.

Можно:

1.   Говорить о своих чувствах. «Мне больно (обидно, неприятно) когда ты говоришь так (это)!». Иначе как подросток узнает, что его слова нас ранят, если мы будем прятать свои чувства под железной маской?!

2.   Взять паузу, если не можете справиться со своей агрессией или не знаете, как дальше строить разговор «Сейчас я не готов говорить об этом, поговорим позже».

3.   Давать возможность выражать свое мнение и принимать точку зрения подростка. Только в безопасных условиях родительского дома мы предпринимаем первые попытки и постепенно учимся выражать и отстаивать свое мнение. Именно поэтому важно давать такую возможность взрослеющему человеку.

Нельзя:

1.   Отвечать грубостью на грубость. Помните, что все модели поведения ребенок перенимает у родителей, если не хотите, чтобы ваш подросток делал что-то по отношению к вам, не делайте этого по отношению к нему. Это касается не только грубости, но и лжи, манипуляций, шантажа и т.д.

2.   Приказывать и контролировать. Чем больше давление на подростка и выше контроль, тем сильнее его стремление к сепарации, ярче бунт. В подростковом возрасте полное послушание не является нормой, добиться его - значит подавить психику ребенка и нарушить нормальный ход взросления. Гораздо более эффективными методами станут доверие и уважение.

3.   Забывать про обязанности. Взросление невозможно только за счет наделения ребенка правами, без ответственности и обязанностей наши дети вряд ли вырастут гармоничными взрослыми. Поэтому, чем больше свободы, тем больше и ответственность. Помимо хорошей учебы и ответственности за оценки нужно добавить ответственность за себя, свою жизнь в быту, в планировании времени, в совершении поступков и наступлении естественных последствий этих поступков.

Подросток часто кажется нам не управляемым колючкой. Но к любому даже самому колючему ежику можно найти подход. Главное помнить, природа придумала только один путь взросления наших детей – конфликт с миром взрослых, а значит в этом конфликте не должно быть победителя, в нем должно рождаться уважение, доверие и понимание.

 

Для тех, кто хочет разобраться в теме подробнее, небольшая подборка книг:

1.     А.Фабер, Э.Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»

2.     Н. Латта «Пока ваш подросток не свел вас с ума»

3.     В. Руденко «Переходный возраст. Разруливаем ситуации»

4.     Е. Бурмистрова «Взрослеем с подростком: воспитание родителей»

 

 

 

Автор-составитель: Кандаракова Дарья Васильевна,

педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи