Назад

От шалости к преступлению

07.09.2022

111.jpg


Часто ли мы, взрослые, обращаем внимание на детские шалости? Иногда, когда развлечения ребенка мешают нам или нарушают привычный порядок, родитель может прикрикнуть, пожурить, поставить в угол. Но в целом, шалость большинством воспринимается как неизбежная часть детства, которая сама собой пройдет с возрастом. Некоторые родители даже умиляются: «Ах, он у меня такой шалун!».

         И действительно, дети растут, взрослеют, умнеют. Однако, когда вдруг раздается телефонный звонок: «Ваш подросток задержан полицией…» – редко кто из родителей задумывается о том, что корни случившегося уходят в детские шалости, которым в свое время умилялись или на которые не обращали внимание.

         Что же такое шалость и так ли уж она безобидна?

         Согласно толковому словарю, шалость – это поступок ради забавы, веселая проказа, проделка, а шутка это забавная, остроумная веселая проделка, выходка или острота. Ни шутка, ни шалость не должны наносить материального, физического или психологического вреда окружающим. От нее должно быть весело всем – и шалуну, и тому, над кем шутят.

         На деле же шалостью (шуткой) дети и даже некоторые взрослые считают поступки, которые никак не назовешь веселыми проделками. И так называемое баловство легко перерастает в проступок (правонарушение), а оставаясь безнаказанным, и в преступление.

         Давайте присмотримся к детским играм и развлечениям. Как часто наши дети забирают и «забывают» отдать вещи у своих одноклассников, «в шутку» прячут или портят их одежду и школьные принадлежности, бросают «водяные бомбочки» или бутылки с водой с высоты. Некоторые подростки, не желая идти на контрольную, могут позвонить и сообщить, что в школе заложена бомба.

         И никто из них не догадывается, что для многих таких шуток есть статья в Кодексе административных правонарушений или даже в Уголовном кодексе.

         Так присвоение чужой собственности вопреки воле ее владельца, будь это дорогой мобильный телефон, старенький портфель или «копеечная» ручка является воровством.          Катание без спроса и разрешения на чужом велосипеде или самокате считается угоном, а «шутка о заложенной бомбе» - террористическим актом. А если вашему подростку пришла в голову идея добавить красок памятнику, «освежить» фасад соседнего административного здания или запечатлеть свое мнение о товарище не спинке сидения в автобусе – «наградой» будет ни восхищение его талантом, а статья УК о вандализме.

         Также правоохранительные органы не оценят как веселую игру ставшие популярными у современных подростков квесты, когда для выполнения задания нужно тайно вынести (украсть) в магазине заданную вещь или проникнуть на закрытый объект (незаконное проникновение), проткнуть колеса или нацарапать свое имя на чужой машине, раскрасить чужую дверь и т.д.

         И что удивительно - для ненормативного (нецензурного) языка бесед в общественных местах, катания ввосьмером на маленькой детской карусельке, воплей и песней в тишине ночного двора, приставания к людям, оскорбительных высказываний о прохожих, телефонных звонков или смс-сообщений на случайные незнакомые номера тоже предусмотрены наказания в административном и уголовном кодексах.

        Поэтому, чтобы не услышать пугающее: «Ваш сын/дочь задержан….», родителям очень важно осознать самим и донести до своего ребенка, где проходит грань между шалостью и правонарушением.

         Так первого апреля сказать однокласснику, что у него белая спина – это шутка, а вот прилепить ему же на спину записку с оскорбительной надпись – уже издевательство. Обрызгать в жаркий день приятеля водой из-за угла – это шалость, а вот расстрелять из водяного пистолета лобовое стекло движущегося автомобиля или сбросить с высоты на старенькую бабушку мешок с водой и довести ее до инфаркта – это преступление.

         И прямая обязанность родителей внушить своему чаду, что за любое нарушение правопорядка, общественных норм и правил всегда следует определенное наказание.

222.jpg

        

Часто причиной правонарушений становится вседозволенность и уверенность ребёнка в том, что родители его вытащат из любой неприятной ситуации и что в силу возраста ему не грозит никакое наказание.

         Однако, уже с 16 лет подросток несет полную ответственность за все виды уголовных преступлений и административных правонарушений. С 14 лет – за отдельные, особо тяжкие уголовные преступления. А если совершившие серьезные правонарушения подростки в силу возраста не могут нести ответственность по закону, то они направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера.

         Родителям же малолетних «шалунов» придется нести административную ответственность за ненадлежащее воспитание, выплачивать штрафы, возмещать моральный и материальный ущерб пострадавшим. А сам подросток будет поставлен на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, что может серьезно сказаться на его возможности в дальнейшем получить желаемое образование, профессию или место работы.

         Еще хуже, если неосторожная шалость или рискованная игра приведет к трагедии – брошенный в одноклассника тяжелый рюкзак, неудачный удар учебником по голове, подставленная подножка, зажженная спичка, прилетевшая в лицо пластиковая пулька – а в результате непоправимый вред здоровью или даже гибель. И хотя виновник не получит никакого наказания по закону, но психологическая травма останется с ним на всю жизнь.

         Поэтому не умиляйтесь, когда ваша кроха преподносит букетик, любовно собранный для вас на

соседней клумбе, не рассказывайте, смеясь, друзьям, что малыш разрисовал фломастерами новые дорогущие обои, и не восклицайте иронично: «Добытчик растёт!», когда сын приносит из песочницы чужую машинку. Лучше разъясните ребенку, почему так делать нельзя и как по-другому можно порадовать родителей, получить желаемую вещь и безопасно играть со сверстниками. Дети уже в дошкольном возрасте понимают, что такое хорошо и что такое плохо, если им это объясняют.

                  Чтобы шалости не приносили огорчений

Для нормального развития любого ребенка необходимы движение, тайны, игры, приключения, эксперименты - и задача родителей сделать это все безопасным для него и для окружающих.

1. Подберите, придумайте интересные игры (квесты, приключения) не только для малышей, но для своих самостоятельных и ершистых подростков.

Например, не воровать вещи в магазине, а наоборот, «подкинуть тайком» сделанные своими руками маленькие игрушки детям детского сада или детского дома (конечно, родителям предварительно следует согласовать эту акцию с руководством учреждения). Можно придумать и подготовить «полосу препятствий» для мероприятия по ОБЖ у младшеклассников. Или устроить соревнование по сбору самых необычных названий улиц, оригинальных скульптур и т.п. (с приложением их фотографий).          Инициатором квеста может выступить старший брат/сестра или дядя, с которыми у вашего подростка более теплые и доверительные отношения (если вы считаете, что вашу идею он сразу не поддержит).

2. Объясните, что игра – это когда никому не больно, не обидно, не страшно и не унизительно. Придумайте вместе необидные, смешные и безопасные розыгрыши для друзей или одноклассников вашего ребенка.

3. Предложите подросткам придумать свой особенный тайный язык (потому что ненормативная лексика – это уже неоригинально и невзросло).

4. Поддерживайте любознательность и тягу к экспериментам, но при этом обучите технике безопасности и настаивайте на ее соблюдении.

5. А самое главное воспитывайте в ребенке чувство ответственности за сказанное и сделанное им. Покажите, что любые, особенно необдуманные и неосторожные, действия влекут за собой определенные последствия и научите принимать их:

пролил – вытри;

разбросал – прибери;

измазал – вымой, постирай;

обидел – извинись;

испортил – исправь, почини (если возможно) или отдай свое (если возмещать ущерб приходится родителям, то ребенок на некоторое время лишается ожидаемых подарков, развлечений, поездок, карманных денег и таким образом платит за содеянное);

испортил репутацию кому-то – восстанови ее, стань приятелем.

Начинать такое воспитание нужно уже с младшего дошкольного возраста, сначала совместно исправляя содеянное, но постепенно с возрастом перекладывая все больше ответственности на самого ребенка.

 

И пусть шалости ваших детей, маленьких и больших, вызывают только смех и хорошее настроение!

        333.jpg

 

Мазурова Е.В., методист

Алтайского краевого центра ППМС-помощи