Назад

Психологические особенности младшего подростка

30.11.2022

1.jpg

Подростковый возраст - период завершения детства, постепенный переход к взрослости. Зачастую, родителям сложно осознать, подросток - уже не ребёнок хотя ему еще присущи черты поведения ребёнка, но ещё и не взрослый, он лишь учится быть таковым.

Задача родителей - помочь своему ребенку успешно пройти этот период.

Помните, подростковая пора - время перемен, бурного развития. Изменения происходят и в познавательной деятельности, и в личности, и в межличностных отношениях.

У каждого подростка эти изменения происходят в разное время. Некоторые развиваются быстрее, некоторые в чём-то могут отставать от остальных, при этом в каких-то сферах опережают своих сверстников. Например, девочки развиваются быстрее, чем мальчики.

Подростковый возраст делится:

-на младший подростковый возраст – 10-12 лет

-старший подростковый возраст – 13-15 лет

 

Чем же характеризуется младший подросток?

 

Ощущением взрослости и отчуждением от взрослых

Подросток постепенно осознаёт, что он уже не ребёнок, что он взрослеет, и хочет, чтобы это признавали те, кто его окружает, особенно взрослые. Проявляется это в стремлении к самостоятельности, независимости. Подросток стремится к равным правам в отношениях со взрослыми.

Важный аспект ощущения взрослости - это стремление делать что-то не «игрушечное», а реально полезное, социально значимое. Вы можете заметить, что, с одной стороны, подростки стремятся отстоять свою самостоятельность и независимость от взрослых, с другой - ожидают от них защиты, поддержки и помощи. Это из-за того, что для подростков важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание взрослыми данной возможности, равных со взрослыми прав.

Кроме того, происходит отстаивания собственной территории, собственного пространства, в которые никто не должен вторгаться. Это может касаться комнаты, вещей и его внутреннего мира. Именно так ваш взрослеющий подросток реализует стремление к самостоятельности и независимости. И если родители будут продолжать вести себя с подростком как с маленьким ребёнком, используя давление, вопреки желанию подростка проявляя чрезмерную заинтересованность к его личным делам, они рискуют получить эмоциональное отчуждение со стороны своего ребенка.

Помощь родителей: Постепенно перекладывайте на подростка ответственность за выполнение его школьных и домашних обязанностей, позволяя пережить последствия своих поступков (своих действий или бездействия). Доверяйте подростку небольшие серьезные дела (например, отправить заказное письмо, отвезти документы и т.п.). Ребенок взрослеет лишь тогда, когда выполняет что-то без вашей помощи. Предоставьте подростку право на «личное пространство» и уважайте его границы.

 

Высокой утомляемостью

Период младшего подростничества - это начало полового созревания. Из-за начинающихся физических изменений, которые, могут быть, еще не очень заметны, у подростка происходят изменения в познавательной сфере. Проявляться это может в снижении скорости выполнения каких-либо заданий, в замедлении, в частом отвлекании, в неадекватной реакции на простые замечания. Иногда дети ведут себя вызывающе. Они раздраженные, с частыми сменами настроения. А иногда могут капризничать как малыши.

Помощь родителей: Помогите подростку составить оптимальный режим дневных нагрузок, обязательно включив в него прогулку, занятие хобби, физическую активность. Иногда важнее уделить время созерцанию природы или даже ничегонеделанию, чем вызубрить параграф учебника.

           

Чрезмерной активностью

Дети в этом возрасте активны, им все интересно, даже то, что было никогда не интересно. Этот возраст еще называют «возрастом расцвета любознательности, ее зенита». Но, к сожалению, или к счастью, эта любознательность изменчива, поверхностна, сегодня одно интересно, завтра другое и редко связана со школьными предметами, с тем, чему учат в школе. Младшим подросткам интересно все, что не касается школы и школьной программы.

Помощь родителей: Принять и пережить период активных поисков себя – не препятствовать увлечениям (кроме опасных), не ругаться на их частую смену. Спокойно относиться к круговороту приятелей. Главное – быть в курсе занятий подростка и приучать его оценивать и анализировать то, что он делает. Например, задавая вопросы: чем тебе понравилось или не понравилось то или иное дело, тот или иной человек. Также можно предлагать (но не настаивать!) подростку попробовать те занятия, которые кажутся вам для него особо подходящими, организовывать совместный досуг и делиться собственным подростковым опытом.

  Негативизмом и протестом

2.jpg

Именно эти проявления ярко выражены во всех областях жизни подростка. Ребёнок, который совсем недавно был спокойным и послушным, становится раздражительным, грубым, замкнутым, игнорирует просьбы родителей, вызывая у взрослых злость и раздражение.

Находится рядом с ним родителям зачастую очень сложно. Но это лишь внешние проявления, внутри души подростка чаще всего таится страх, неуверенность в себе.

Такое поведение ребенка характеризуется двойным посылом по отношению к взрослому: с одной стороны - «отстань от меня, перестань контролировать, я уже взрослый», с другой – «я нуждаюсь в твоей любви, заботе и защите». Именно поэтому подростка бывает очень сложно понять, и он сам не понимает себя.

Помощь родителей: Сохранять спокойствие и не вступать в противостояние. Разделить права, обязанности, территорию – можно даже заключить договор и обговорить санкции за нарушения. Предоставлять выбор в пределах установленных границ. Удивлять - реагировать шуткой, парадоксальным или абсурдным высказыванием, предложение, и т.п. Быть разным человеком, а не только функцией «родитель», показывать, как интересно - по-настоящему общаться, искать друг к другу пути. Если подросток будет знать, что дома всегда примут, выслушают и помогут, то это позволит ему избежать многих ошибок и опасных ситуаций.

 Повышенной эмоциональностью, чувствительностью к оценкам окружения, уязвимостью

Этот период сопровождается массой переживаний: ссоры с родителями, непростые отношения со сверстниками. Многие подростки переживают по поводу своей внешности, манеры поведения из-за того, что они не соответствуют тем требованиям, которые сами к себе предъявляют. И не всегда ваш ребенок готов поделится своими тревогами. Поэтому мнение близких на фоне таких переживаний может быть воспринято крайне болезненно. Случается, что неосторожно сказанное слово родителей может закрепить формирующийся комплекс неполноценности.

Помощь родителей: Будьте особенно аккуратны в своих высказываниях о внешнем виде и личностных особенностях своего подростка. Помогите ему освоить способы выплеснуть энергию и негативные чувства (например, движение и спорт, занятия творчеством, дыхательные упражнения и т.п.). При каждом «выходе из себя», дайте возможность успокоиться, а затем разговаривайте с подростком, помогите осознавать и понимать, что сейчас происходит, в адрес кого и почему возникло то или иное чувство (например, я злюсь, потому что вы обещали пойти со мной в парк и не сделали этого).

 Стремлением общаться со сверстниками, поиском «верного друга»

В 11–12 лет происходит стремительная переориентация на общение со сверстниками, которое начинает занимать основное место в жизни подростка. Кроме того, дружба становится ведущей деятельностью, необходимой для нормального развития личности.

Для подростков характерно, с одной стороны, стремление иметь близкого, верного друга, в поисках которого ваш подросток может лихорадочно менять друзей и приятелей. А с другой – стремление к группированию. Группа сверстников для подростков - среда, где они чувствуют свою самостоятельность и независимость, где имеют возможность проявить и испытать себя, самоутвердиться.

Однако группа может быть, как благоприятной средой для общения, так и наоборот. Попав в группу с деструктивными установками, подросток под влиянием ее членов может сделать то, что никогда сам бы не стал делать (например, издевательство над другими, групповая кража, употребление алкоголя, психоактивных веществ и т.п.).

Помощь родителей: Признайте необходимость общения подростка со сверстниками и выделите на это время в его расписании. Развивайте в ребенке привычку размышлять, анализировать, отстаивать собственные ценности и свое мнение. Обсуждайте качества, которые бы ваш подросток хотел видеть в своих друзьях. Помогите ребенку найти интересные занятия и создать компанию единомышленников.

Чтобы избегать конфликтов с детьми младшего подросткового возраста следуйте следующим правила общения:

- Относитесь к подростку не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывайте, как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное.

 

- Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивайте ребенка при этом, не отмахивайтесь от него, проявляйте терпение и такт.

 

- Научитесь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляйте мягкость, уважительность, исключайте назидательность, грубость.

 

- Помогите подростку самоутвердиться в учении, спорте, творчестве. Найдите занятие, которое станет стойким увлечением для ребенка.

 

- Будьте включены в жизнь ребенка – ходите на школьные мероприятия, будьте на соревнованиях, концертах, конкурсах, в которых он принимает участие, поощряйте встречи друзей у вас дома, тогда вы сможете лучше понять мир своего ребенка.

 

Важно понимать, что подростковый кризис – закономерен. Как он будет протекать, остро и болезненно или мягко и почти незаметно, зависит не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания.

Если родителям не будет изменять выдержка и терпение, а в семье будет доброжелательная, спокойная атмосфера, то ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризисы, в том числе и подростковый.

 

3.jpg

 

Сартакова А.В.,

педагог-психолог АКЦ ППМС-помощи