Психологические особенности подросткового возраста
29.12.2019
Если ваш ребенок
стал больше интересоваться своей внешностью, своим весом и ростом, гигиеной собственного тела, противоположным полом;
стал больше общаться с друзьями по телефону, вертеться у зеркала, проводить время с друзьями вне дома, обращать внимание на свою одежду;
стал меньше реагировать на родительскую ласку и внимание и в тоже время очень остро воспринимать замечания в свой адрес -
то можно сказать, что он вступил в подростковый возраст.
Подростковый возраст для большинства родителей становится серьёзным испытанием. Часто его называют «трудным» - вчера ещё такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и жестокими. Как правило, это начинается в 10 -11 лет и продолжается до 15-17.
Одной из причин столь резких перемен являются физиологические перестройки, которые претерпевает организм подростка:
в быстром темпе происходит изменение тела, меняется внешний облик, пропорции тела приближаются к взрослым. Это одна из причин стеснительности и застенчивости;
заканчивается формирование нервной системы. Она приходит в перевозбуждённое состояние. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда - проблемы в поведении, взрывчатость, импульсивность. Подростки, особенно мальчики, могут грубить, не способны сдержать свои эмоции, легко вступают в конфликт. Такое поведение связано с невозможностью справиться с возбуждением нервной системы, а не отсутствием воспитания. Также следствием переутомления нервной системы является снижение работоспособности, появление чувства усталости;
интенсивное развитие костно-мышечной системы и сердца, при отставании развития сосудистой системы, в том числе сосудов головного мозга, приводит к головным болям, сонливости, снижению результатов учебной деятельности по сравнению с начальной школой.
Подросток повышено внимателен ко всем физиологическим переменам в своем теле. Он сравнивает себя с другими, озадачивается вопросами: Все ли у него так, как должно быть? Насколько привлекательно он выглядит? Ребенок особенно чувствителен к любой оценке собственной внешности. Поэтому со стороны взрослых важна тактичная и уважительная позиция, способность понять, принять, развеять сомнения.
Значительные перемены происходят в эмоциональной жизни ребенка. Эмоции характеризуются противоречивостью и неустойчивостью. С одной стороны подросток стремится подчеркнуть собственную уникальность и неповторимость но, при этом, ему важно ощущать свою принадлежность к группе и быть в ней таким, как все. С другой стороны происходит частая смена настроения. Гормональные «выбросы» могут провоцировать «выбросы» эмоциональные (например, увеличение в крови мужского гормона тестостерона может вызывать агрессивные реакции).
Важно, чтобы семья оставалась для подростка уголком эмоциональной стабильности, несмотря на его стремление высвободиться от опеки и контроля родителей. Подростки всячески стремятся отстоять своё право на самостоятельность и независимость, создать свой мир, непохожий на мир взрослых. Общение выходит на первый план, вытесняя учение на второй. Это естественная составляющая развития личности ребенка, нарабатываются навыки взаимодействия с окружением. В среде сверстников подросток чувствует себя воином на поле боя. Ему постоянно надо доказывать собственную состоятельность. Важно, чтобы дом и семья были надежным тылом, местом, где не нужно ничего доказывать, где тебя принимают таким, какой ты есть.
Родителям необходимо стремится, чтобы дети чувствовали себя дома комфортно. Даже если квартира невелика, а детей в семье несколько, необходимо сделать так, чтобы у каждого было хоть какое-то личное пространство, где он может уединиться, обустроив все по своему вкусу (если не комната, то хоть собственный стол и книжная полка, к которым никто не может прикасаться без разрешения). Не стоит стремиться к идеальному порядку и постоянно одергивать подростка, нарушающего совершенство вашего интерьера. Прислушайтесь к мнению ребенка при оформлении квартиры, попросите детей посильно помочь при ремонте, не бойтесь рискованных, оригинальных решений, и вы увидите, как будут гордиться ваши дети своим необычным домом, не похожим ни на один другой.
Все изменения, происходящие на психологическом уровне, можно объединить понятием «чувство взрослости». Именно в подростковом периоде у них формируется собственная система ценностей. Подростки настаивают на уважительном отношении к их мнению и правам, хотят быть услышанными миром взрослых. Признание родителями части «подростковых» свобод - необходимая составляющая воспитательного процесса в этот период. Предпринимая такой шаг, близкие люди демонстрируют ребенку свое доверие, что укрепляет детско-родительские отношения. Однако зачастую позиция родителей бывает обратной - наложить дополнительные запреты на свободы ребенка. Именно она становится источником конфликтного взаимодействия в семье.
Еще один важный момент - принятие внешней атрибутики подросткового возраста. Диковатая антиэстетическая подростковая мода - панцирь, помогающий скрыть собственную угловатость, способ заявить о себе. Если дать ребенку переболеть этим «увлечением», со временем он вернется к той системе ценностей, которая была привита дома.
В заключении хотелось бы обратить ваше внимание на то, что быстрота и легкость преодоления подростковых трудностей во многом зависит от стиля воспитания и родительских установок. Наилучшим считается демократический стиль, когда с мнением подростка считаются, ответственность делится, присутствуют взаимопомощь и взаимовыручка, общение строится на равноправных позициях. При этом взрослые сохраняют контроль за поведением подростка и устанавливают определенные ограничения, объясняя причины запретов.
Подростковый кризис – это закономерный переход от одного возраста к другому. И совсем не обязательно, что он будет дезадаптивным и носить антисоциальный характер. Дети по-разному переживают этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слёзы. Однако в любом случае им необходима поддержка, понимание, забота и доверие. Значение семьи для них в этот период времени непреходяще. Подросткам как никогда, необходимо реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
Сартакова А.В., педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Использованная литература и интернет-источники:
Дубровина И.В., Прихожан А.М, Зацепин В.В.Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2007. - 368 с.