Назад

Чем можно помочь ребенку с дислексией в домашних условиях?

26.03.2020

Ребенку с дислексией очень нужна ваша эмоциональная поддержка, терпение, доброжелательность. Ему необходимо и очень полезно:

1в.jpg

·        Тщательно и регулярно выполнять задания специалистов, работающих с ребёнком (логопеда, психолога, нейропсихолога).

 

·        Играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы – например, собираясь в магазин, попросите ребенка проговорить, а потом на бумаге нарисовать схему движения (вышли из подъезда – куда затем идти: направо? налево? прямо? какие ориентиры можно выбрать, чтобы не сбиться с пути?).

2в.jpg

·        Играть в любые игры с мячом - они помогают тренировать зрительно-моторную реакцию, координировать движения и самостоятельно действовать по определенным правилам.

 

·        Выполнять пальчиковый массаж, играть в игры типа «Колечко», лепить, собирать пазлы, рисовать, в том числе и зеркально, использовать сенсорные коробки с мелкими предметами – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти, мелкой моторики.

3в.jpg

·        Находить спрятанную вами в квартире вещь по нарисованной схеме (карте клада). Можно сделать и по-другому: руководствуясь схемой, ребенок доходит до определенного пункта и находит там записку-указание, куда идти дальше: повернуть налево и сделать 3 шага, потом – направо и сделать 2 шага и т.д

 

·        4в.jpgИметь сформированные представления о последовательности действий. В этом помогает составление планов на сегодня или на завтра. Вечером попросите ребенка вспомнить, что он последовательно делал в течение дня, что удалось сделать, что – нет, как он справился с заданиями, наметьте и обсудите план действий на следующий день. Выучите время суток, дни недели, времена года, названия месяцев и активно используйте их.

·      Пока школьник преодолевает трудности, занимаясь со специалистами и дома, поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с дислексией схемы учебного материала, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на текст, позволять ученику с дислексией отвечать или излагать свои мысли устно.

 

С ребенком, испытывающим трудности при чтении, необходимо отрабатывать и закреплять:

·      зрительный образ буквы (конструировать, лепить, вырезать, раскрашивать, переделывать одну букву в другую, опознавать на ощупь и т.д.);

·      написание букв и умение правильно произносить соответствующие им звуки;

·      навык чтения слогов различной степени сложности (слоговые таблицы, специальные тетради и пособия, компьютерные тренажёры, игры и т.п.) Это очень важный этап работы! Если навык чтения слогов не отработан – не стоит ждать увеличения скорости чтения и улучшения понимания прочитанного;

·      навык чтения слов и предложений различной степени сложности. И здесь важно помочь ребёнку понять смысл каждого прочитанного слова, а затем и предложения (просить объяснить смысл слова, соотносить его с картинкой, задавать вопросы к прочитанному предложению, тексту);

·      Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Взаимодействие логопеда и родителей будет залогом успеха на пути преодоления как нарушений процесса чтения, так и нарушений процесса письма.

Литература в помощь родителям

Воронина Т.П. Дислексия или почему ребёнок плохо читает?

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению

Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница.

Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову. Тетрадь-помощница.

Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами. Тетрадь-помощница.

Ишимова О.А., Сабельникова С.И. Чтение. Читаю и понимаю. Тетрадь-помощница.

 

Составитель: Музалевская И.Л., учитель-логопед

Алтайского краевого центра ППМС- помощи

 

 

Материалы подготовлены на основе источников:

Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: программно-методические материалы. – М.: Просвещение, 2014. – 76 с.

Садовникова И.Н. Дисграфия. Дислексия: технология преодоления: Учебное пособие. – М.: Парадигма, 2012. – 279 с.