Почему ребёнок плохо читает
02.03.2020
Первоклассник, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибки. К концу первого полугодия ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать. И – внимание! – только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.
По окончании этого начального периода у некоторых детей сохраняются одинаковые, часто повторяющиеся, стойкие ошибки при чтении. С такой проблемой сталкиваются родители обучающихся не только младших, но и средних классов.
Проявляться проблема может по - разному:
· ребенок читает медленно, вымученно – часто по слогам или даже по буквам, особенно многосложные слова.
· читает наугад, пропускает и переставляет буквы, заменяет их на похожие по звучанию.
· пропускает слова и целые строчки или повторяет слова и фразы.
· не понимает смысл текста, не может его пересказать.
· быстро утомляется при чтении, может жаловаться на головную боль.
· у него отсутствует интерес к чтению.
ПРИЧИНЫ
Психологические |
Физиологические |
1. Отсутствие интереса к чтению (часто он отсутствует и у взрослых членов семьи!!!) |
1. Проблемы со здоровьем (плохое зрение, сниженный слух, особенности строения и работы речевого аппарата) |
2.Страх, стресс, перенапряжение |
2. Тип нервной системы и темперамента |
3. Протестное поведение |
3. Дислексия |
Дислексия
- нарушение процесса чтения и понимания слов и текстов при нормальном зрении, слухе, памяти, интеллекте.
Причины дислексии |
|
ВАЖНО! |
·ункциональные нарушения определенных зон головного мозга и их взаимодействия ·наследственность ·билингвизм (двуязычие)
|
|
·При дислексии ребёнок заметно отстает от своих одноклассников по уровню овладения чтением и письмом, но является полностью обучаемым. ·Дислексию выявляют у 5-10% обучающихся. Оптимальное время для ее коррекции — начальные классы! |
Признаки будущей дислексии можно увидеть уже у дошкольника
ДОШКОЛЬНИК
· Бывает рассеян.
· Затрудняется ударить по мячу, поймать или бросить мяч, скакать на одной ноге, перепрыгивать через препятствия.
· Не всегда вовремя хлопает в ладоши.
· С трудом запоминает детские песенки или названия простых предметов, таких как стол, стул и пр.
· Любит, чтобы ему читали, но не проявляет интереса к буквам и словам.
· Плохо воспринимает фонетический метод обучения чтению.
· Плохо различает геометрические фигуры.
· Путает понятия право - лево, верх и низ, не уверенно ориентируется в пространстве.
· Часто надевает обувь не на ту ногу.
· Есть задержка в развитии речи, общее недоразвитие речи.
· Возможна задержка психического развития.
Ученик начальных классов
·
Имеет проблемы с мелкой моторикой, долго возится со шнурками и с пуговицами и в целом медленно одевается.
· Письменные работы бывают очень неаккуратны.
· Может иметь нарушения письма (дисграфия).
· Бывают сложности с запоминанием и использованием орфограмм (дизорфография).
· С трудом ориентируется на листе бумаги, в схеме собственного тела, в схеме тела сидящего напротив человека.
· Если объяснять очень быстро - не успевает обрабатывать информацию (появляется отсутствующий взгляд).
· К середине дня страшно устает, и «отключается» как физически, так и эмоционально.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА И НОВЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ:
· Ч
асто путает даты, время и место.
· С трудом подбирает слова, не в срок сдает письменные работы, особенно сочинения.
· Имеет низкую самооценку и высокую тревожность.
· Страшно нервничает и переживает на контрольных и экзаменах — потому что сложно излагать свои мысли в письменной форме.
· Регулярно забывает дома учебники, путает расписание.
Для решения вопроса о наличии, форме и степени тяжести нарушения чтения необходимо проконсультироваться у логопеда. Он может порекомендовать обратиться за помощью к другим специалистам: окулисту, лору, невропатологу, психологу, нейрофизиологу. Они ответят на вопрос, есть ли физиологические предпосылки для плохого чтения.
На основе результатов углубленного логопедического обследования проводится коррекционно- развивающая работа по преодолению нарушений чтения (чаще всего в сочетании с работой по преодолению нарушений письма). При наличии тяжёлой степени нарушения письменной речи (чтения и письма) может быть рекомендовано прохождение медико-педагогической комиссии и определена форма обучения, соответствующая потребностям вашего ребёнка.
Составитель: Музалевская И.Л., учитель-логопед
Алтайского краевого центра ППМС- помощи
Материал подготовлены на основе источников:
Воронина Т.П. Дислексия, или почему ребёнок плохо читает? - Ростов н/Д: Феникс, 2017.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению – М.: ОСЬ, 1999.