Назад

Почему ребёнок плохо читает

02.03.2020

 Первоклассник, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибки. К концу первого полугодия ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать. И – внимание! – только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.

       По окончании этого начального периода у некоторых детей сохраняются одинаковые, часто повторяющиеся, стойкие ошибки при чтении. С такой проблемой сталкиваются родители обучающихся не только младших, но и средних классов.

123.jpg

Проявляться проблема может по - разному:

·        ребенок читает медленно, вымученно – часто по слогам или даже по буквам, особенно многосложные слова.

·        читает наугад, пропускает и переставляет буквы, заменяет их на похожие по звучанию.

·        пропускает слова и целые строчки или повторяет слова и фразы.

·        не понимает смысл текста, не может его пересказать.

·        быстро утомляется при чтении, может жаловаться на головную боль.

·        у него отсутствует интерес к чтению.

ПРИЧИНЫ

Психологические

Физиологические

1. Отсутствие интереса к чтению (часто он отсутствует и у взрослых членов семьи!!!)

1. Проблемы со здоровьем (плохое зрение, сниженный слух, особенности строения и работы речевого аппарата)

2.Страх, стресс, перенапряжение

2. Тип нервной системы и темперамента

3. Протестное поведение

3. Дислексия

Дислексия

- нарушение процесса чтения и понимания слов и текстов при нормальном зрении, слухе, памяти, интеллекте.

Причины дислексии

ВАЖНО!

·ункциональные нарушения определенных зон головного мозга и их взаимодействия

·наследственность

·билингвизм (двуязычие)

·При дислексии ребёнок заметно отстает от своих одноклассников по уровню овладения чтением и письмом, но является полностью обучаемым.

·Дислексию выявляют у 5-10% обучающихся. Оптимальное время для ее коррекции — начальные классы!

Признаки будущей дислексии можно увидеть уже у дошкольника

ДОШКОЛЬНИК

1в.jpg  2в.jpg

 

·        Бывает рассеян.

·        Затрудняется ударить по мячу, поймать или бросить мяч, скакать на одной ноге, перепрыгивать через препятствия.

·        Не всегда вовремя хлопает в ладоши.

·        С трудом запоминает детские песенки или названия простых предметов, таких как стол, стул и пр.

·        Любит, чтобы ему читали, но не проявляет интереса к буквам и словам.

·        Плохо воспринимает фонетический метод обучения чтению.

·        Плохо различает геометрические фигуры.

·        Путает понятия право - лево, верх и низ, не уверенно ориентируется в пространстве.

·        Часто надевает обувь не на ту ногу.

·        Есть задержка в развитии речи, общее недоразвитие речи.

·        Возможна задержка психического развития.

                                                                             

Ученик начальных классов

1112.png           1в.jpg

·    

    Имеет проблемы с мелкой моторикой, долго возится со шнурками и с пуговицами и в целом медленно одевается.

·        Письменные работы бывают очень неаккуратны.

·        Может иметь нарушения письма (дисграфия).

·        Бывают сложности с запоминанием и использованием орфограмм (дизорфография).

·        С трудом ориентируется на листе бумаги, в схеме собственного тела, в схеме тела сидящего напротив человека.

·        Если объяснять очень быстро - не успевает обрабатывать информацию (появляется отсутствующий взгляд).

·        К середине дня страшно устает, и «отключается» как физически, так и эмоционально.

                                                                                          

СРЕДНЯЯ ШКОЛА И НОВЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ:

                    

·        Ч

асто путает даты, время и место.

·        С трудом подбирает слова, не в срок сдает письменные работы, особенно сочинения.

·        Имеет низкую самооценку и высокую тревожность.

·        Страшно нервничает и переживает на контрольных и экзаменах — потому что сложно излагать свои мысли в письменной форме.

·        Регулярно забывает дома учебники, путает расписание.

Для решения вопроса о наличии, форме и степени тяжести нарушения чтения необходимо проконсультироваться у логопеда. Он может порекомендовать обратиться за помощью к другим специалистам: окулисту, лору, невропатологу, психологу, нейрофизиологу. Они ответят на вопрос, есть ли физиологические предпосылки для плохого чтения.

На основе результатов углубленного логопедического обследования проводится коррекционно- развивающая работа по преодолению нарушений чтения (чаще всего в сочетании с работой по преодолению нарушений письма). При наличии тяжёлой степени нарушения письменной речи (чтения и письма) может быть рекомендовано прохождение медико-педагогической комиссии и определена форма обучения, соответствующая потребностям вашего ребёнка.

Составитель: Музалевская И.Л., учитель-логопед

Алтайского краевого центра ППМС- помощи 

Материал подготовлены на основе источников:

Воронина Т.П. Дислексия, или почему ребёнок плохо читает? - Ростов н/Д: Феникс, 2017.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению – М.: ОСЬ, 1999.