Назад

Стимуляция речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи в условиях семьи

02.06.2021

Общее недоразвитие речи (далее - ОНР) - это форма речевого нарушения, при котором у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грам­матика, связная речь

Возможные причины ОНР

·        особенности родов;

·        постнатальные (послеродовые факторы в период до 2 лет);

·        билингвизм (двуязычие в семье);

·        педагогическая запущенность (не уделяется внимание развитию ребенка); влияние среды общения.

Семья - союз родителей и детей, основанный на доверии уважении и любви. Задачи семьи, воспитывающей ребенка с ОНР заключаются в том, чтобы создать условия, способствующие формированию речи ребенка.

00052.png

 

 

1. Создайте комфортную среду в ситуации общения

речь взрослого должна быть плавной, слегка замедленного темпа четкой по артикуляции;

не загромождайте речь сложными оборотами, малопонятными словами, длин­ными фразами;

старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью;

понизьте зашумлённость среды;

поощряйте любые попытки ребенка заговорить;

научитесь слушать;

не поправляйте ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорите «да» (знак того, что сообщение понято) и давайте правильный вариант произнесения;

поощряйте любую речевую активность ребенка: стремление беседовать, зада­вать вопросы, рассказать историю, пересказывать сказку.

 

 

2. Обеспечьте грамотное медицинское сопровождение ребенка

Медицинское сопровождение - это неотъемлемая часть коррекционного про­цесса. Оно направленно на повышение эффективности педагогических приёмов коррекционно-развивающей работы.

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна.

Встречаются:

неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.);

осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.);

грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых от­делов головного мозга, например, при моторной алалии).

Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в струк­туре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптома­ми. Это определяет необходимость комплексного воздействия на весь синдром в це­лом.

Прежде всего, дети с речевыми нарушениями должны наблюдаться врачом- неврологом, который

- выявляет выраженную или рассеянную неврологическую симптоматику (например, ММД, СДВГ и т. д.);

- выявляет невротическую симптоматику (эмоциональная чувствительность, плаксивость, негативизм, нервность, беспокойство, онанизм, дневной или ночной энурез);

- диагностирует речевую патологию в клиническом аспекте дефекта (дизартрия, алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия);

- назначает комплексное лечение для преодоления выявленных неврологических патологий (седативная терапия, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, и др.)

Дизартрия — нарушение иннервации мышц речевого аппарата. При дизартрии невозможно ограничиться только педагогической или только медикаментозной помощью. Лечение данной патологии должно одновременно идти по двум направлениям: занятия с логопедом и помощь специалиста-психоневролога. Лишь в этом случае возможна компенсация дефекта. При этом успех достигается не сразу: потребуется не один месяц или даже год целенаправленных усилий для того, чтобы частично или полностью исправить данное речевое нарушение. В серьезных случаях детям- дизартрикам рекомендуется обучение и воспитание в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Может потребоваться консультация и лечение у врача-отоларинголога, так как часто встречаются полипы, аденоиды, искривления носовой перегородки и другие дефекты, влияющие на общее звучание речи (гнусавость, носовой оттенок).

Основная задача родителей - своевременная диагностика ребенка и выполнение рекомендаций указанных специалистов.

 

3. Развивайте психику и интеллект ребенка

Для детей с ОНР характерно:

тревожность;

заниженная самооценка;

низкий уровень развития внимания;

снижены параметры памяти;

низкий уровень познавательной активности; недостаточная координация движений во всех видах моторики.

Достаточно часто родители детей с ОНР имеют высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка.

Психолог рекомендует:

·        примите ребенка таким, какой он есть со всеми его особенностями;

·        играйте вместе с ребенком;

·        формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития;

·        обучайте детей различать различные звуки, развивайте внимание к звуковой стороне речи, формируйте слуховую память;

·        чаще хвалите своего ребенка.

Своевременная психологическая помощь родителям ребенка с речевой патологией помогла бы решить достаточно большое количество проблем и конфликтов.

 

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОНР включает в себя следующие направления:

консультирование родителей по проблемам развития и воспитания ребенка, психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка с нарушением речи;

обучение родителей приемам психологической помощи ребенку с общим недоразвитием речи.

 

4. Целенаправленно развивайте речь ребенка

Для детей с ОНР характерны:

- трудности в овладении звукопроизношением;

- медленный темп усвоения словаря, грамматического строя речи;

- нарушение темпо-ритмической стороны речи;

- нарушение фонетико-фонематической стороны речи;

- нарушение связной речи.

Задачи родителей:

помощь логопеду в автоматизации поставленных звуков; проговаривание и объяснение слов на изучаемые лексические темы; использование речевых игр с целью формирования грамматического строя речи, слоговой структуры слов;

стимуляция речевой деятельности по средствам диалога, монолога.

Воспитание правильной речи у детей - сложная задача, требующая своевременного вмешательства специалистов, длительных занятий.

Серьезность этих занятий родители должны понять и своевременно помочь своему ребенку.

 

Логопедическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОНР вклю­чает в себя следующие направления:

диагностика речевого развития ребенка в присутствии родителей;

консультирование родителей по проблемам формирования и развития речи ребенка;

повышение педагогической компетентности родителей;

(обучение родителей логопедическим играм, артикуляционной гимнастике, приемам массажа и самомассажа пальцев рук).

Безусловно, ведущая роль в работе над коррекцией дефектов речи принадлежит логопеду. Но при тяжелых нарушениях (дизартрия, заикание, общее недоразвитие речи) одних занятий с логопедом бывает недостаточно, необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми - родителями, воспитателями, родными, которые закрепят достигнутые на логопедических занятиях результаты. Для закрепления результатов логопедической работы ребенок с ОНР нуждается в постоянных домашних занятиях.

Учитель-логопед рекомендует:
ü первоначально необходимо определить, кто из взрослых будет заниматься с ребенком;
ü время занятий 15-20 минут;
ü занятия могут проводиться во время прогулок, поездок, но некоторые виды занятий требуют отсутствие отвлекающих факторов;
ü не забывайте отмечать успехи ребенка, хвалить его за достигнутые результаты;
ü все задания предлагаются ребенку в игровой форме;
ü в игре должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений.

Совместная работа по профилактике и коррекции дефектов речи требует настойчивости, систематичности, терпения. И только такая работа принесет желаемые результаты.

 

 

 

Сафонова Е.Г., учитель-логопед

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 

Список литературы

Власеленко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996 г.

Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед, 2010. -№5

Елисеева Ю.Ю. Домашний логопед. Полный справочник. / Под ред. Ю.Ю. Елисеева. - М., 2007 г.

 

Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1996 г.