Назад

Тайна усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный?

02.06.2021


 ц.jpg

Понятие «тайны». Значение «тайны усыновления» в замещающих семьях

Тема тайны усыновления никого из принимающих родителей никогда не оставляет равнодушными. И это вполне обоснованно, ведь это та тема, которую можно рассматривать и обсуждать с разных сторон, где четкого ответа, раскрывать тайну или нет – не существует. Все индивидуально. И как только приемные родители принимают решение принять в свою семью ребенка, сразу же они принимают решение о том, хранить тайну или нет.

«Тайна усыновления» существует с того момента, как впервые зародился институт усыновления. В разных обществах отношение к тайне усыновления менялось с течением времени. Изначально усыновление являлось открытой процедурой, и никто этого не скрывал, более того, усыновленные дети общались с кровными родителями и родственниками. Затем стал актуален новый подход к этому вопросу, вследствие чего, всю процедуру усыновления стали скрывать. Считалось, что детям, которые знают о том, что они усыновленные, сложнее будет адаптироваться в семье. Кроме того, в свое время считалось неприличным и неестественным, если у женщины нет детей, поэтому нашелся еще один аргумент в пользу сохранения тайны.

В странах Западной Европы и в США многие десятилетия являлось нормой сохранение тайны. Тем временем специалисты в сфере усыновления установили, что люди, которые воспитывались в семьях усыновителей, говорили о том, что когда узнали об усыновлении, испытали чувство гнева, беспокойства, стыда, и что теперь им гораздо сложнее будет доверять своим приемным родителям, расценивая это как предательство.

В связи с этим возник совершенно логичный вопрос: «Если сохранение тайны несет в себе столько скрытых опасностей и «подводных камней», как же в таком случае сообщать детям о том, что они усыновлены? В каком возрасте это лучше сделать? И наконец, определиться окончательно, говорить или скрывать?».

Для начала важно разобраться, что такое тайна вообще и для вас в частности. В энциклопедическом словаре указано, что тайна – это скрываемое от других событие, значимая информация, исключаемая из процесса общения. В связи с этим, сам собой напрашивается вопрос: «от кого и для чего вы собираетесь скрывать столь радостное и долгожданное событие, такое как появление ребенка в вашей семье?» Может быть, вы боитесь, что вас осудят, не примут вашего решения, не примут вас с ребенком? А так ли это важно на самом деле? Важно самому понимать, что ваш ребенок ценен и значим именно для вас и вашей семьи, что усыновление было сознательным шагом, и что вы сделали все правильно. Ведь усыновление – это такой же естественный и нормальный путь появления ребенка в семье, как и его рождение.

В чем заключается тайна усыновления? Что касается Закона об усыновлении (ст.139 СК РФ), то там четко прописано, что судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Но, в Законе нет речи о том, что факт усыновления нужно скрывать от ребенка. То есть надо понимать, что информацию об усыновлении скрывают, прежде всего, от биологических родителей, которые отказались или лишены родительских прав. Значит, ребенок имеет полное право знать всю имеющуюся информацию о своих биологических родителях и получить эту информацию в соответствующих органах. Так же, следует напомнить, что «тайна усыновления» касается только такой формы принятия ребенка в семью как усыновления. Кстати, при усыновлении, родители усыновленного по праву могут называться родителями, а при остальных формах – воспитателями.

 цц.jpg

  На заметку замещающим родителям

Наша государственная система построена таким образом, что на практике тайну сохранить очень сложно. Вот только несколько примеров:

1) На работу вам нужно будет предоставить некоторые документы на ребенка (для оформления больничного, отпуска по уходу за ребенком и т.д.), а возраст ребенка может не совпадать с той датой, когда вы «ушли в декрет».

2) Для оформления документов на получение материнского капитала в пенсионный фонд необходимо представить документы об усыновлении/удочерении.

Пример из практики.

На последнем занятии одной из школ принимающих родителей, участник поделился своим жизненным опытом: «Вы знаете, а я сама усыновленный ребенок, меня мама усыновила еще в детстве и о том, что меня усыновили, я узнала, когда мама умирала. Не было ненависти, негодования, злости или обиды… Первая моя мысль – как же ей было тяжело хранить это столько лет?! Возможно, если бы она перестала нести этот груз и рассказала мне всё раньше, тогда прожила бы дольше». Действительно, на сокрытие тайн уходит много жизненных сил, энергии и здоровья. Сам же ребенок может испытывать неосознаваемое чувство тревоги, беспокойства, ведь даже если вы считаете, что можете не показывать свое беспокойство по этому поводу окружающим или регулировать это, то дети четко ловят эмоции взрослых и обязательно отразят вам их. Помните это.

 

Как сказать ребенку, что он приемный?

Сказка – это один из самых безопасных способов сообщения ребенку о том, что он приемный. Родители сами могут сочинить сказку либо воспользоваться уже готовой. Лучше если родители сами придумают сказку для своего будущего ребенка. При этом сказка может быть не основным методом того, как сообщить ребенку, что он приемный, а лишь поводом для начала беседы на эту тему (беседа актуальна для детей, которые в силу возраста и психологических особенностей смогут адекватно воспринимать информацию о своем происхождении). В беседе с ребенком о его происхождении следует использовать позитивно окрашенные слова и выражения.

Здесь важно обратить внимание на то, что методы сообщения необходимо выбирать в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Разговор с ребенком об усыновлении недостаточно провести однажды. Детям иногда необходимо услышать несколько раз информацию, прежде чем он ее усвоит.

В дошкольном возрасте часто дети задают вопрос: «Мама, а откуда я появился?», с этого вы и можете начать беседу с ребенком. Вот, например: «Мы с папой очень любим друг друга, но долгое время у нас не рождался маленький. И тогда мы решили, что пойдем в домик, где живут маленькие детки и возьмем к себе дочку или сыночка. Когда увидели тебя (имя ребенка), ты нам очень понравился, и мы с папой решили, что теперь мы втроем всегда будем вместе!». Самое главное, для этого возраста то, что рассказывать нужно так, чтобы ребенок смог воспринять эту информацию (соответственно возрасту). Для ребенка трех - пяти лет этой информации вполне достаточно – пока. Вы можете спросить, а если он еще что-то спросит? Что говорить? Конечно, дети дошкольного возраста задают много вопросов и им важно прослушать одно и то же несколько раз, этим вы и можете воспользоваться. Обратите внимание на то, чтобы был соблюден баланс между реалистичностью истории ребенка и желанием сделать эту историю «сладкой» и позитивной. Важно еще понимать, что рассказанную вами историю, ребенок воспринял адекватно. Проверить это можно, обратив внимание на то, как ребенок сам рассказывает эту историю. А рассказывать он ее может как новую сказку, услышанную впервые.

Что касается школьников (младших подростков), то определяющим моментом здесь является то, что ребенок в достаточной мере уже может осознать свою историю, а также ему важно определить свои чувства, которые он испытывает по отношению к биологическим родителям и приемным. Здесь вам, как родителям, важно понимать, что, если ребенок не задает вопросов о своем происхождении, это не значит, что его это не интересует. Скорее обратное, его настолько может тревожить этот вопрос, что он боится, стесняется, а может и не полностью доверяет вам и поэтому не задает этих вопросов. Важно ребенку дать понять, что он может вам доверять, и вы готовы говорить с ним о его происхождении.

Подростки. Это такой этап взросления, который труден и для усыновленных, и для кровных детей, и часто пугает приемных родителей. И конечно, если в этом возрасте подросток узнает о своем происхождении, то может негативно воспринять эту информацию. Так как именно в этом возрасте перед подростком встают две задачи – приобрести идентичность и обрести независимость. Поэтому, узнав от вас, что он приемный, ребенок может решиться на поиски своих биологических родителей. Не стоит препятствовать этому и отговаривать его. В такой ситуации, вашей задачей будет подготовка ребенка к возможной встрече с биологическими родителями и тому, что прием может быть не самым лучшим, и формирование осознания у ребенка чувства защищенности в вашей семье, ощущения себя ее частью.

ццц.jpg

В семьях, где приемный ребенок знает свою историю, отношения гораздо крепче и доверительнее. Родители не испытывают тревоги по поводу сохранения тайны. Дети доверяют родителям.

Одним из способов раскрытия тайны усыновления может стать «Книга жизни».

Общие правила ведения «Книги жизни»:

Книгу жизни ведут родители вместе с ребенком (от 3 лет).

1. Приоритет позитива: позитивную, ресурсную информацию важно представить в материализованной форме и максимально подробно. Травмирующую информацию, напротив, нужно подавать сдержанно, используя конкретные краткие формулировки в виде ссылок на объективные источники. Например, ребенку цитируют документ: «По словам врачей, причиной смерти матери были побои», – ребенок понимает, что взрослые говорят ему не свои соображения, а отстраненную официальную информацию. Работа с чувствами по поводу этой информации должна проводиться отдельно на специальных сессиях. Впоследствии ребенок может возвращаться к описанным негативным событиям и выражать свои чувства к ним комментариями, рисунками, наклейками.

2. Опора на факты – источники информации. В «Книгу жизни» имеет смысл вносить:

– географические данные (карты, пейзажи, адреса);

– документы (ксерокопии свидетельства о рождении и других значимых документов);

– биометрические данные, медицинские карты ребенка и его кровных родителей;

– фотографии самого ребенка, его рисунки и поделки;

– все, что касается значимых людей: фотографии, словесные описания их внешности, значимые для ребенка положительные высказывания и пр.;

– описания значимых событий;

– перечисление талантов, достижений и умений ребенка;

– историю семьи (как факты, так и отношение ребенка к ним).

3. При отсутствии информации – опора на «спекулятивный метод» без фантазирования и переиначивания имеющейся информации.

4. Принцип последовательности: информация в «Книге жизни» должна располагаться в хронологическом порядке, хотя работа может быть не всегда последовательной, и это нормально. Ребенок может не хотеть касаться каких-то событий прямо сейчас и отдавать предпочтение другим, или какие-то части своей жизни он не помнит. Поэтому, следуя желанию ребенка, надо уделять внимание тем этапам жизни, которыми в данный момент сам ребенок хочет заняться. При этом задача взрослых так располагать информацию в альбоме, чтобы она следовала в хронологическом порядке.

5. Принцип собственности: взрослый инициирует работу с «Книгой жизни» и обеспечивает восстановление хронологии, а также сопереживает событиям жизни ребенка. Но право собственности на «Книгу жизни» и приоритет в вопросах декорирования, места хранения и прочего принадлежит ребенку. Например, одна мама испытала настоящее возмущение, когда ее пятилетний сын что-то «накалякал» на одной из страниц в своей «Книге жизни» и считал, что это его вклад в оформление. Мама расценила это как то, что он «испортил» одну из страниц. Но специалисты посоветовали поставить дату на этой странице, попросить ребенка придумать название для этого рисунка и оставить комментарий: «Когда мы начали работать над «Книгой жизни», ты нарисовал этот рисунок, назвал его так-то, и это твой первый рисунок в твоей «Книге жизни». Важно помнить, что «Книга жизни» создается для ребенка и должна быть такой, какой он ее хочет сделать. Даже если это не совсем по нраву тем взрослым, которые эту Книгу вместе с ребенком делают.

В тех случаях, когда ребенок в порыве чувств наносит повреждения своей «Книге жизни», очень важно также занести этот факт в Книгу и сохранить ее в том виде, в каком она есть (не выбрасывать!!!). Комментарий может быть таким: «У тебя такие сильные переживания по поводу твоей жизни и отдельных событий в ней, что иногда ты испытываешь очень сильный гнев (или другие чувства, которые назовет ребенок или о которых догадаются взрослые), что ты даже сделал то-то и то-то». Полезно бывает на всякий случай делать копии «Книги жизни» (ксерокопии или отсканированную версию).

Для взрослых очень важно помнить, что «Книга жизни» – это такой же автопортрет, как и фотографии. И когда ребенок рвет свою «Книгу жизни» или свои фотографии (или не любит свое имя или фамилию), то это говорит о его отношении к себе в этот момент. Такого рода аутоагрессия является «присвоенной» – это реакция ребенка на отвержение, обида на жизнь, на родителей. Это явления такого же порядка, как и крики «лучше бы меня не было» и т. д. За этой вспышкой стоит потребность в утешении, в успокоении – «убедите меня в обратном!». Ребенок нуждается в том, чтобы научиться принимать себя самого и свою жизнь, что неразрывно друг с другом связано и невозможно без помощи близких взрослых. В своих комментариях относительно прошлого ребенка, его семьи и происхождения взрослым нужно руководствоваться этой мыслью.

Таким образом, вопрос о тайне усыновления и её правовом значении остаётся открытым. Невозможно назвать данную меру положительной или отрицательной, она несёт в себе как вредные, так и полезные элементы. Однозначным выглядит вывод о том, что данное правовое понятие и его реализация будут трансформироваться и видоизменяться по мере изменения и развития нашего общества, государства и основных правых принципов регулирования жизни в их рамках.

Только свобода, открытость и освещение правды могут положительно сказаться на внутреннем климате общения в приёмных семьях. Родителям важно понимать, что ребенок ценен и значим именно для вас и вашей семьи, что усыновление было сознательным шагом, и что вы сделали все правильно. Ведь усыновление – это такой же естественный и нормальный путь появления ребенка в семье, как и его рождение. Ребенку важно знать свою семейную историю, историю своего появления в семье усыновителей. Ведь жизнь ребенка не начинается с момента оформления усыновления. У него так же, как и у вас, есть мама и папа, бабушки и дедушки, дяди и тёти и другие родственники. Другой вопрос, что рядом их нет, но знать о том, что они в его жизни были, а может и сейчас есть – важно.

 

 

 

Составитель: Белогруд Людмила Андреевна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 

 

Список литературы:

https://www.b17.ru/article/36728/

https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/usynovlenie-i-opeka/tajna-posledstviya-narushen...

Абдуллина Е.А. Международно-правовые основы регулирования усыновления // Конституционные основы гражданского судопроизводства: история, современное состояние и пути совершенствования: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Саратов, 11-12 мая 2012 года). Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Сарат. гос. юр. акад.», 2012. С. 68-70.

Агеева А.В. Проблемы института усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Осуществление и защита прав граждан в современном обществе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов (20 апреля 2012 г.). Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. С. 6-12.

Материалы книги Капилина (Пичугина) М. В., Панюшева Т. Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. – М.: Никея, 2015